Тема: Системные заболевания соединительной ткани
В МКБ-10 эта группа заболеваний представлена некротизирующими васкулитами (узелковый полиартериит, гранулематоз Вегенера, гигантоклеточный-височный артериит, болезнь Такаясу);
системной красной волчанкой, дерматомиозитом и близкими к ним заболеваниями (системной склеродермией). Распространенность перечисленных заболеваний невелика (менее 1 больного в течение года на контингент, обслуживаемый семейным врачом). Так как все системные заболевания соединительной ткани (СЗСТ) представляют собой хронические многолетние страдания, то врач должен знать о существовании таких больных и необходимости их своевременного выявления.
Общими чертами СЗСТ являются: неопределенность этиологии;
иммунопатологические процессы, определяющие развитие этих заболеваний, характеризуются продукцией патогенных антител и иммунных комплексов при неспособности организма подавлять их активность; прогрессирующий характер тканевых изменений с нарастанием дефекта функции различных систем. Каждое из включенных в группу СЗСТ заболеваний имеет свои особенности происхождения, своеобразие спектра иммунных расстройств и относительную специфику набора аутоантител, а также свою клиническую картину, в которой "общим" является лишь наименование вовлеченных в болезнь органов, "болеющих" в каждом случае "по-своему". Необходимо отметить чрезвычайное разнообразие клинических проявлений каждого заболевания из СЗСТ. Нозологичпеский диагноз нередко оказывается возможным лишь после изучения биоптатов. Поражение опорно-двигательного аппарата наблюдается у большинства больных. Но артропатия при СЗСТ обычно не является доминирующим синдромом и не сопровождается значительным нарушеним функции сустава.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
общая: развивать у студентов логику клинического мышления при обследовании больного, обучить их диагностике ведущих форм СЗСТ, разобрать элементы индивидуализированного лечения (уметь применить теоретические знания в практической деятельности).
конкретная: студент должен овладеть спецификой сбора анамнеза у больных СЗСТ и провести их физикальное обследование. На основании полученных данных сформулировать предварительный диагноз, составить план необходимых лабораторно-инструментальных исследований. Синтезировать полученные данные, сформулироватьь окончательный диагноз и назначить адекватное лечение.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: алгоритм сбора анамнеза и физикального обследования; диагностические критерии ряда СЗСТ;
принципы лечения больных с СЗСТ.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: составить план обследования больного с подозрением на СЗСТ и провести его физикальное обследование. На основании полученных данных сформулировать предварительный диагноз и составить план необходимых лабораторно-инструментальных обследований. Синтезировать все полученные данные и сформулировать окончательный диагноз, провести диффернциальную диагностику. Назначить комплексное лечение СЗСТ.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
целенаправленного сбора анамнеза и физикального обследования
e^r>rr, ,»т •»> /""э/^т
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ - 5 академ.ч.
ФОРМА ЗАНЯТИЯ - курация больных с клиническим разбором. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - палата, учебная комната. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ - учебные таблицы, клинические истории болезней с анализами, ЭКГ и рентгенограммы грудной клетки. ПЛАН ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Введение 5 мин Проверка подгодовленности студентов к занятию 40 мин Самостоятельная курация больных 45 мин Обсуждение данных объективного обследования у постели больного 45 мин
Оценка данных вспомогательных методов исследования 20 мин Обоснование клинического диагноза, дифференциальная диагностика, анализ сделанных ошибок 45 мин Лечение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.