р-элементы и их соединения. Химико-аналитические свойства ионов р-элементов

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра общей и биоорганической химии

Обсуждено на заседании кафедры ___________________

Протокол №_____________________________________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами I курса

лечебного факультета по общей химии

Тема № 13: р-Элементы и их соединения

Время: 3 часа

1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Сформировать системные знания об особенностях строения атомов p-элементов во взаимосвязи с их физическими и химическими свойствами; ознакомить с биогенной ролью р-элементов и применением в медицине лекарственных препаратов на основе их соединений, научить выполнять качественные реакции на катионы и анионы р-элементов в растворе.

МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

К р-элементам относятся все органогены, кроме водорода: углерод, азот, кислород, фосфор, сера. Кроме того, биогенными элементами являются алюминий, кремний, мышьяк, фтор, хлор, бром и йод. Это предопределяет важность изучения их содержания в живых организмах, преимущественного накопления в органах и тканях и, наконец, участия в реализации как физиологических, так и патологических процессов в биологических системах. Основная масса лекарственных средств является соединениями р-элементов, поэтому знакомство студентов 1 курса с рядом лекарственных соединений, содержащих р-элементы, способствует развитию у студентов положительных мотиваций, необходимых для успешного изучения данной темы, а так же указывает на взаимосвязь изучаемого предмета с фармакологией.

При изучении темы "р-Элементы и их соединения" студенты знакомятся так же с некоторыми химическими аспектами защиты биосферы от загрязнений на примере соединений р-элементов (оксиды углерода, азота, соединения свинца и т.д.). Полученные данные имеют огромное значение для последующего изучения ряда вопросов биологии, физиологии, токсикологии, санитарии и гигиены.

ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ: а) понятие о р-элементах, их электронные формулы;

б) описание элемента, исходя из его положения в ПС;

в) важнейшие соединения р-элементов (оксиды, гидроксиды, соли);

г) химические свойства р-элементов и их соединений.

В результате проведения занятия студент должен:

1) знать:

·  строение атомов и ионов p-элементов, их физико-химические характеристики (изменение атомных радиусов в подруппах, изменение энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности);

·  строение несложных моно- и гетероатомных молекул: O2, N2, CO, NO, NH3;

·  положение p-элементов в ПС, закономерности изменения их свойств в группах и периодах;

·  строение и свойства важнейших соединений p-элементов: гидридов, оксидов, гидроксидов, солей;

·  химические свойства р-элементов и их важнейших соединений: окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования, реакции гидролиза солей;

·  топографию биогенных р-элементов в организме человека и биогенные функции;

·  некоторые лекарственные препараты, содержащие р-элементы.

2) уметь:

·  составлять электронные формулы атомов р-элементов;

·  находить в справочнике физико-химические характеристики атомов р-элементов и с их помощью проводить сравнение свойств;

·  выполнять описание молекул N2, O2, NO, CO, NH3 с позиций методов ВС и МО;

·  составлять уравнения ОВР с участием р-элементов методом полуреакций

Информация о работе