Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общей и биоорганической химии
Обсуждено на заседании кафедры ___________________
Протокол №_____________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения занятия со студентами I курса
лечебного факультета по общей химии
Тема № 13: р-Элементы и их соединения
Время: 3 часа
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Сформировать системные знания об особенностях строения атомов p-элементов во взаимосвязи с их физическими и химическими свойствами; ознакомить с биогенной ролью р-элементов и применением в медицине лекарственных препаратов на основе их соединений, научить выполнять качественные реакции на катионы и анионы р-элементов в растворе.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
К р-элементам относятся все органогены, кроме водорода: углерод, азот, кислород, фосфор, сера. Кроме того, биогенными элементами являются алюминий, кремний, мышьяк, фтор, хлор, бром и йод. Это предопределяет важность изучения их содержания в живых организмах, преимущественного накопления в органах и тканях и, наконец, участия в реализации как физиологических, так и патологических процессов в биологических системах. Основная масса лекарственных средств является соединениями р-элементов, поэтому знакомство студентов 1 курса с рядом лекарственных соединений, содержащих р-элементы, способствует развитию у студентов положительных мотиваций, необходимых для успешного изучения данной темы, а так же указывает на взаимосвязь изучаемого предмета с фармакологией.
При изучении темы "р-Элементы и их соединения" студенты знакомятся так же с некоторыми химическими аспектами защиты биосферы от загрязнений на примере соединений р-элементов (оксиды углерода, азота, соединения свинца и т.д.). Полученные данные имеют огромное значение для последующего изучения ряда вопросов биологии, физиологии, токсикологии, санитарии и гигиены.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ: а) понятие о р-элементах, их электронные формулы;
б) описание элемента, исходя из его положения в ПС;
в) важнейшие соединения р-элементов (оксиды, гидроксиды, соли);
г) химические свойства р-элементов и их соединений.
В результате проведения занятия студент должен:
1) знать:
· строение атомов и ионов p-элементов, их физико-химические характеристики (изменение атомных радиусов в подруппах, изменение энергии ионизации, сродства к электрону, электроотрицательности);
· строение несложных моно- и гетероатомных молекул: O2, N2, CO, NO, NH3;
· положение p-элементов в ПС, закономерности изменения их свойств в группах и периодах;
· строение и свойства важнейших соединений p-элементов: гидридов, оксидов, гидроксидов, солей;
· химические свойства р-элементов и их важнейших соединений: окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования, реакции гидролиза солей;
· топографию биогенных р-элементов в организме человека и биогенные функции;
· некоторые лекарственные препараты, содержащие р-элементы.
2) уметь:
· составлять электронные формулы атомов р-элементов;
· находить в справочнике физико-химические характеристики атомов р-элементов и с их помощью проводить сравнение свойств;
· выполнять описание молекул N2, O2, NO, CO, NH3 с позиций методов ВС и МО;
· составлять уравнения ОВР с участием р-элементов методом полуреакций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.