Панорама развития взглядов на предмет психологии. Донаучная психология. Рождение научной психологии. Психология в ХХ столетии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Панорама развития взглядов на предмет психологии

Донаучная психология

   Представление о том, что в человеке живёт существо отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Оно часто связывалось с дыханием – тем, что приходит с рождением и уходит со смертью (сравните: дыхание, дух, душа). Это существо было названо душой (в переводе на латинский «психе») и оно занималось расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши, ощущает кожа.

   В мифах античной Греции душа представала как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живёт после ухода тела в царство Аида, унесённая туда Танатосом, и сохраняет, тем не менее, человеческие желания (например, тень Сизифа мучается усталостью).

   Античные философы, как правило, отвергали представление о душе, как о тени, двойнике и не апеллировали к богам и богиням Олимпа, объяснявшим человеческое поведение (помните, среди олимпийцев были богини мудрости, памяти, любви, ненависти, обмана, любовного ослепления, творчества и т. д.).

Например, философ Гераклит (VI – V вв. до н. э.) утверждал наличие огненной стихии – Психеи, - приобщающейся к «космическому огню»: тем самым душа оказывалась причастной Космосу.

Демокрит (V – IV вв. до н. э.) предполагал, что душа состоит из атомов. Эти шарообразные атомы беспокойны и приводят тело в движение. Они способны к ощущению, благодаря чему в нас попадают тончайшие оболочки (образы, копии), отрывающиеся от вещей (материальность души).

Современник Демокрита Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи – вечные и неизменные понятия. Они образуют свой мир, невидимый для нас – мировую душу. Человеческая душа родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде (помните образ зажигания и падения звёзд?), затем душа переселится в тело человека и теряет гармоничность. Задача человека – вернуть гармонию через познание. Строго говоря, мы по Платону, не столько познаём, сколько выполняем то, что душа уже знала в совершенстве (преподаватель – посредник).

Первое систематическое описание психических явлений было предпринято около 2, 5 тысяч лет назад Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотель (кстати, создатель зоологии и автор «лестницы» живых существ – первой, в сущности биологической систематики) говорил о существовании растительной души (её свойства – питание и ощущение), животной души (стремление, память и движение) и человеческой души (мышление). Душа смертна вместе с телом, однако та часть человеческой души, которая на современном языке называется теоретическим (абстрактным мышлением), по Аристотелю, бессмертна.

Т. о., в философии Древней Греции душа часто предстаёт как некое начало, родственное определённой стихии, или её воплощение. Но на этом мы остановим краткий обзор античной философской психологии – из-за недостатка времени в нём упущено очень многое, но наша задача – ввести в проблематику того, как сформировался исторически первый предмет психологии – душа – как нечто живое, дающее возможность движения, ощущения, мысли.

Новая эпоха в развитии психологии была открыта в ХVII веке Рене

Информация о работе