Методы изучения наследственности человека. Генеалогический и близнецовый методы

Страницы работы

Содержание работы

ЗАНЯТИЕ N 13

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

1-е занятие.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ И БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОДЫ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Знать сущность и значение генетического, близнецового, популяционно-статистического методов, методов клеточной генетики и моделирования.

2. Уметь составлять родословные; научиться по родословной определять тип и вариант наследования.

3. Ознакомиться с ролью социальных факторов в реализации генотипа в фенотип у человека.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Особенности изучения генетики человека. Роль социальных факторов в реализации генотипа в фенотип у человека.

2. Методы изучения генетики человека. Возможности и особенности популяционно-статистического метода, методов клеточной гене тики и методов моделирования.

3. Генеалогический метод. Символика построения родословной. Цели и задачи, решаемые этим методом.

4. Близнецовый метод, его значение для изучения изменчивости у человека.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы NN:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

I. Построение родословной своей семьи по одному-двум признакам.

Работа выполняется как домашнее задание в альбоме. Указать анализируемые признаки. Установить тип наследования и указать генотипы возможно большего числа лиц.

Для изучения наследования признаков по родословным и составления родословных применяется следующая символика и терминология:

- женщина;

- мужчина;

- пробанд;

- гетерозигота по изучаемому признаку;

- рано умершая особь;

- пол не выяснен;

- брак;

- близкородственный брак;

- дети, рожденные от одного брака;

- монозиготные близнецы;

- дизиготные близнецы.

ПРОБАНД - носитель анализируемого признака, с которого начинается исследование определенной семьи.

СИБСЫ - потомки одних и тех же родителей (братья и сестры).

Каждое поколение исследуемых лиц располагается в одну строчку и его целесообразно обозначать римскими цифрами.

По исследованию фенотипов нескольких поколений родственников можно установить тип наследования признака (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с полом).

II. Решение задач из "Сборника задач по генетике" Э. А. Каминской на анализ наследования признаков у человека по родословной NN 88, 89, 90 (Б, В, Г, Д). III. Решение задач из "Задачника по общей и медицинской генетике"

Н. В. Хелевина на анализ родословных человека - NN 200, 203, 204.

IY. Составить таблицу:

Характеристика типов и вариантов наследования

на основании генеалогического метода

┌─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────────┬──────────┐

│Тип нас- │Вариант  │Характе- │В каком  │У лиц какого│Проявление│

│ледования│наследова│ристика  │состоянии│пола проявля│наследст- │

│         │ния      │родителей│проявляет│ется заболе-│венности в│

│         │         │по фено- │ся мутант│вание       │родослов- │

│         │         │и геноти-│ный ген  │            │ной (по го│

│         │         │пу       │         │            │ризонтали │

│         │         │         │         │            │и вертика-│

│         │         │         │         │            │ли        │

├─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤

│ДОМИНАНТ-│Аутосом- │         │         │            │          │

│НЫЙ      │ный      │         │         │            │          │

│         ├─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤

│         │Сцеплен- │         │         │            │          │

│         │ный с Х- │         │         │            │          │

│         │хромосом.│         │         │            │          │

├─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤

│РЕЦЕС-   │Аутосом- │         │         │            │          │

│СИВНЫЙ   │ный      │         │         │            │          │

│         ├─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤

│         │Сцеплен- │         │         │            │          │

│         │ный с Х- │         │         │            │          │

│         │хромосом.│         │         │            │          │

└─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────────┴──────────┘

Информация о работе