ЗАНЯТИЕ N 13
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
1-е занятие.
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ И БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОДЫ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Знать сущность и значение генетического, близнецового, популяционно-статистического методов, методов клеточной генетики и моделирования.
2. Уметь составлять родословные; научиться по родословной определять тип и вариант наследования.
3. Ознакомиться с ролью социальных факторов в реализации генотипа в фенотип у человека.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Особенности изучения генетики человека. Роль социальных факторов в реализации генотипа в фенотип у человека.
2. Методы изучения генетики человека. Возможности и особенности популяционно-статистического метода, методов клеточной гене тики и методов моделирования.
3. Генеалогический метод. Символика построения родословной. Цели и задачи, решаемые этим методом.
4. Близнецовый метод, его значение для изучения изменчивости у человека.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблицы NN:
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
I. Построение родословной своей семьи по одному-двум признакам.
Работа выполняется как домашнее задание в альбоме. Указать анализируемые признаки. Установить тип наследования и указать генотипы возможно большего числа лиц.
Для изучения наследования признаков по родословным и составления родословных применяется следующая символика и терминология:
- женщина;
- мужчина;
- пробанд;
- гетерозигота по изучаемому признаку;
- рано умершая особь;
- пол не выяснен;
- брак;
- близкородственный брак;
- дети, рожденные от одного брака;
- монозиготные близнецы;
- дизиготные близнецы.
ПРОБАНД - носитель анализируемого признака, с которого начинается исследование определенной семьи.
СИБСЫ - потомки одних и тех же родителей (братья и сестры).
Каждое поколение исследуемых лиц располагается в одну строчку и его целесообразно обозначать римскими цифрами.
По исследованию фенотипов нескольких поколений родственников можно установить тип наследования признака (аутосомно-доминантный, аутосомно-рецессивный, сцепленный с полом).
II. Решение задач из "Сборника задач по генетике" Э. А. Каминской на анализ наследования признаков у человека по родословной NN 88, 89, 90 (Б, В, Г, Д). III. Решение задач из "Задачника по общей и медицинской генетике"
Н. В. Хелевина на анализ родословных человека - NN 200, 203, 204.
IY. Составить таблицу:
Характеристика типов и вариантов наследования
на основании генеалогического метода
┌─────────┬─────────┬─────────┬─────────┬────────────┬──────────┐
│Тип нас- │Вариант │Характе- │В каком │У лиц какого│Проявление│
│ледования│наследова│ристика │состоянии│пола проявля│наследст- │
│ │ния │родителей│проявляет│ется заболе-│венности в│
│ │ │по фено- │ся мутант│вание │родослов- │
│ │ │и геноти-│ный ген │ │ной (по го│
│ │ │пу │ │ │ризонтали │
│ │ │ │ │ │и вертика-│
│ │ │ │ │ │ли │
├─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤
│ДОМИНАНТ-│Аутосом- │ │ │ │ │
│НЫЙ │ный │ │ │ │ │
│ ├─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤
│ │Сцеплен- │ │ │ │ │
│ │ный с Х- │ │ │ │ │
│ │хромосом.│ │ │ │ │
├─────────┼─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤
│РЕЦЕС- │Аутосом- │ │ │ │ │
│СИВНЫЙ │ный │ │ │ │ │
│ ├─────────┼─────────┼─────────┼────────────┼──────────┤
│ │Сцеплен- │ │ │ │ │
│ │ный с Х- │ │ │ │ │
│ │хромосом.│ │ │ │ │
└─────────┴─────────┴─────────┴─────────┴────────────┴──────────┘
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.