ТЕМА: " КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ "
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении гистологии, микробиологии, нормальной и патологической физиологии, патологической анатомии, при работе врачом общей практики.
II. Цель
1. Научить студентов методике работы со световым микроскопом.
2. Проверить степень усвоения студентами знаний сущности клеточной теории, особенностей строения про- и эукариот, методов изучения клеток.
III. Задачи
1. Знать положения современной клеточной теории, основные методы изучения клеток.
2. Уметь работать со световым микроскопом.
3. Ознакомиться с многообразием форм клеток и ядер.
IY. Содержание, хронокарта занятия
─────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ │Время п/п │ Этапы занятия │в мин.
─────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1 │ 2 │ 3
─────┴──────────────────────────────────────────────────────────┴──────
1. Вступительное слово. Ответы на вопросы. 5
2. Проверка знаний студентов методом фронтального опроса. 45
2.1 Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая единица организации живого.
2.2 Клеточная теория, основные этапы ее развития (М.Шлейден,
Т.Шванн, Р.Вирхов). Современное состояние клеточной теории.
2.3 Цитология как наука и ее роль в биологии и медицине.
2.4 Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.
2.5 Многообразие форм клеток и ядер. Ядерно-плазменные отношения как показатель морфо-функционального состояния клеток.
2.6 Методы изучения клеток: световая, электронная, сравнительная, люминесцентная, ультрафиолетовая, фазовоконтрастная микроскопии, морфометрия, микроспектрофотометрия, фракционное ультрацентрифугирование, лиофилизация, микрохирургия, цитологические, гистохимические методы и др.
2.7 Строение светового микроскопа. Правила работы с микроскопом.
3. Тестовый контроль. 10
4. Подведение итогов опроса. Объяснение ООД к выполнению лабораторной работы. 10
5. Выполнение лабораторной работы. 45
6. Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов. 10
7. Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме. 10
ИТОГО: 135
───────────────────────────────────────────────────────────────────────
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия.
Проверить знания студентов по контрольным вопросам темы.
При разборе вопроса 2.1 рассмотреть клетку с точки зрения ее как элементарной генетической и наименьшей структурной и функциональной единицы живых организмов.
При рассмотрении вопроса 2.2 остановиться на роли трудов М. Шлейдена в изучении клеточного строения организмов, основных положениях клеточной теории Т. Шванна, вкладе Р. Вирхова в развитие клеточной теории, разобрать основные положения современной клеточной теории.
В вопросе 2.3 следует подчеркнуть значение цитологии в биологии и медицине.
Особенности строения неклеточных форм жизни про- и эукариотических клеток (вопрос 2.4) разобрать по таблицам 2, 4, 8, 9. Как итог дать дифференциальную характеристику про- и эукариот (таблица 8).
По вопросу 2.5 многообразие форм клеток и ядер рассмотреть по таблице 4, 6.
По вопросу 2.6 разобрать сущность основных методов изучения клеток. При рассмотрении таких цитологических методов исследования, как световая и электронная микроскопия, использовать таблицу 3, электроннофотограммы; как цитологические и гистологические методы - препараты 1-12.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.