История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. Медицина эпохи античности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ТЕМА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ КАК НАУКА И

                                        ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ.

История медицины как предмет преподавания является самостоятельной дисциплиной и изучается в   высших медицинских     учреждениях республики и зарубежных стран.

История медицины – это наука о развитии медицинских знаний и  деятельности в соответствии с развитием человеческого общества. Она изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности на протяжении всей истории человечества во взаимосвязи с др. науками (историей, философией, культурой, естествоведением).

Вопросы развития медицины в целом, ее особенности, важнейшие достижения и открытия знаменитых  ученых-медиков – предмет изучения общей истории медицины. Частная история медицины включает в себя возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин (терапии, хирургии) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях.

Периодизация истории медицины основана на периодизации и хронологии всемирной истории. Она включает следующие разделы:

1.  Врачевание в первобытном обществе (2 млн. лет тому назад, IV тыс. до н. э).

2.  Медицина эпохи античности (IV тыс. до н. э. – V в. н.э.).

3.  Медицина средневековья (V – XV в. в. н.э.).

4.  Медицина эпохи Возрождения (XVI – XVIII в. в.).

5.  Медицина нового времени (XVIII – XIX в. в.).

6.  Медицина новейшего времени (XX в.).

Каждый из разделов включает:

1.  Характеристику эпохи. Уровень культуры и науки.

2.  Взгляды учения о строении и функционировании организма.

3.  Учения о причинах (этиологии и сущности (патогенезе) болезней.

4.  Диагностика.

5.  Лечебные принципы и приемы.

6.  Здоровье и предупреждение болезней.

7.  Врач, его качества, подготовка и статус в обществе.

8.  Формы организации медицинской помощи населению.

Источники первобытной истории.

Археологические: останки материальной культуры, жилищ, погребений, мастерские, дороги, по этим источникам можно судить об эволюции общественной жизни.

Данные палеопатологии: изучает патологические останки людей, его скелета. Сформировалось около 100 лет назад.

Данные о болезнях и повреждениях костных и мягких тканей.

Изучение характера заболеваний.

Письменные: народы раньше овладевшие письменностью, оставили многочисленные свидетельства о своих соседях.

Этнографические: дают представление о различных странах общественной жизни, культуры. Изучение пережитков. Данные лингвистики, топонимики. Антропологические данные: изучение костных останков первобытных людей, изменений скелета.

Палеоденографические: анализ повреждений на костных останках.

История медицины, сохраняя и обобщая медицинские традиции, примеры жизнедеятельности выдающихся представителей медицины, формирует общечеловеческие нравственные качества медицинского работника. Освоение истории  повышает общую и профессиональную культуру, интеллектуальное и национальное самосознание врача.

С целью формирования основ медицинских знаний и всемирно исторического процесса, история отечественной медицины излагается в контексте всемирной истории медицины.

История первобытной эры изучает человеческое общество от возникновения человека  (2 мл. лет назад) до появления первых цивилизаций (V тыс. до н. э.).

Хронология первобытной эры и первобытного врачевания включает 3 периода.

1.  Становление первобытного общества и первобытного врачевания (2 млн. – 40 тыс. лет до н. э.).

2.  Расцвет первобытного общества и первобытного врачевания

Информация о работе