КАФЕДРА ОЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООРАНЕНИЯ
Обсуждено на заседании кафедры протокол N_____200__ г
ЛЕКЦИЯ
по истории медицины для студентов 1 курса
Тема: История медицины как наука и предмет преподавания.
Возникновение медицины в первобытном обществе.
Время: 2 часа
Учебные и воспитательные цели: Раскрыть задачи истории медицины как науки и предмета преподавания. Показать основные аспекты медицинской этики.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. М.,1992.
2. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., КУзьмин М.К. История медицины. М., 1981.
3. Медицина. Большая медицинская энциклопедия./Под ред. Петровского Б.В. М.,1992.
Содержание:
1. История медицины как часть истории человечества,как наука и предмет преподавания (20 мин).
2. Становление первобытного общества и первобытного врачевания
(20 мин).
3. Врачевание в период расцвета первобытного общества (25 мин).
4. Врачевание в период разложения первобытного общества (25 мин).
Дата написания: 01.11.2002 г.
Преподаватель-стажер Петренко Т.Г.
.
- 2 Медицина (лат.medico-лечу,исцеляю) - система научных знаний и практическая деятельность,направленные на сохранение и укрепление здоровья людей,предупреждение и лечение болезней.
Выход на первый план общечеловеческих ценностей прямо связан с широким гуманитарным образованием.
Всемирная история медицины закладывает основы этих понятий,вводит студентов в мир их будущей профессии,повышает уровень общей и профессиональной культуры,воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
Медицина интернациональна.В ее становлении и развитии участвуют все народы мира.
Изучение истории медицины приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения.
История медицины - это наука о развитии медицинских знаний и деятельности в соответствии с развитием человеческого общества. Она изучает закономерности развития и историю врачевания,медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей,философией,естествознанием,культурой,составной частью которой она является.
История медицины как предмет преподавания является самостоятельной дисциплиной и изучается в высших медицинских учебных заведениях нашей республики и многих зарубежных стран. Как самостоятельная дисциплина история медицины насчитывает почти 200-летнюю историю.
Курс по объему небольшой, фактический материал - огромен. Поэтому целесообразно исходить из принципа древних греков,что "ученик - это не сосуд,который нужно наполнить,а факел,который нужно зажечь." После нашего курса изучение истории медицины продолжится в течение всей учебы на всех медико-биологических и клинических кафедрах. На этом этапе в поле зрения - развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей,научные достижения их школ,история важнейших открытий и т.д. Здесь,на этом уровне,работают,преподают профессионалы-специалисты соответствующих кафедр,так как именно они могут дать соответствующую интерпретацию научным достижениям и открытиям,теориям и школам.
Будучи разобщенными и не связанными между собой в исторической
- 3 последовательности,эти сведения в своей совокупности не могут заменить целостного и систематизированного курса истории,в котором на базе исторического и логического методов изучается развитие направлений и теорий медицины как процесса всемирно-исторического,закладываются основы историко-медицинского образования и воспитания студента-медика.
В наше время интернационализации всех научных знаний и медицинских в частности преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками нашей страны,Республики Беларусь или даже СНГ, она не может отрываться от всемирной истории культуры и медицины,поэтому при изложении курса будут учтены следующие особенности:
- в его основу будет положена новая периодизация всемирной исто
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.