ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ИНТОКСИКАЦИИ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ РАЗДРАЖАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ
(Методические рекомендации для студентов 5 курса)
2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ 5 часов.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: в условиях промышленных производств ингаляционное поступление в организм работающих вредных веществ является наиболее частым.
Среди многообразия промышленных ядов значительное место занимают химические вещества раздражающего действия, токсический эффект которых проявляется путем прямого попадания в дыхательные пути, вызывая различные формы их поражения. При этом резорбтивное действие менее значимо.
Несмотря на различное химическое строение и агрегатное состояние, эти вещества обладают общим свойством вызывать воспалительную реакцию при соприкосновении с тканями, что приводит к формированию сходных клинических симптомокомплексов. Раздражающий эффект этих веществ может проявляться не только при воздействии на органы дыхания, но и при контакте с кожей, а также при попадании в глаза. Известны сочетанные формы интоксикаций, при которых одновременно наблюдается поражение органов дыхания, глаз и кожных покровов Основные группы раздражающих веществ представлены ниже.
Перечисленные химические вещества могут вызывать острые и хронические формы поражений.
Токсичные вещества раздражающего действия
Группа веществ |
Основные соединения |
Хлор и его соединения |
Хлор, хлористый водород, хлористоводородная (соляная) кислота, хлорпикрин, фосген, хлороксид фосфора, трихлорид фосфора |
Соединения серы |
Сернистый газ, сероводород, диметилсульфат, сернистая кислота |
Соединения азота |
Оксиды азота, азотная кислота, аммиак, гидразин |
Соединения фтора |
Фторид водорода, плавиковая кислота, соли плавиковой кислоты (фториды), перфторизобутилен |
Соединения хрома |
Хромовый ангидрид, оксид хрома, бихроматы калия и натрия, хромовые квасцы |
Карбонильные соединения металлов |
Карбонил никеля, пентакарбонил железа |
Растворимые соединения бериллия |
Фторид бериллия, фтороксид бериллия, хлорид бериллия, сульфат бериллия |
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомление студентов с современными взглядами на этиопатогенез профессиональных заболеваний от воздействия химических веществ раздражающего действия, принципами диф. диагностики данных видов профессиональной патологии с заболеваниями вызванными общими причинами, вопросами МРЭК у больных с данной патологией и особенностями терапии этих профессиональных заболеваний.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
· Студент должен знать: причины развития, патогенез, клинические признаки профессиональных заболеваний от воздействия химических веществ раздражающего действия (ХВРД); алгоритм подтверждения профессионального характера данных видов патологии, принципы этиопатогенетической, дифференцированной терапии заболеваний от воздействия химических веществ раздражающего действия (исходя из этиопатогенетических особенностей разных видов патологии); тактику рационального трудоустройства и вопросы МРЭК.
· Студент должен уметь: составить план обследования больного с подозрением на профессиональное заболевание от воздействия химических веществ раздражающего действия; оценивать клиническую ситуацию и полученные результаты (использовать анамнестические, клинико-лабораторные, инструментальные и рентгенологические данные) для постановки и обоснования развернутого диагноза и профессиональной обусловленности данной нозологической формы у конкретного больного с учетом основного заболевания и его осложнений; уметь назначить терапию больному (дозы, режим и длительность приема лекарств, оценка терапевтического эффекта) на основе знания принципов лечения профессиональных заболеваний
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.