Беларусь в период становления буржуазного общества (II пол. XIX в. – 1917г.)

Страницы работы

38 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Могилевский Государственный Технический Университет

Кафедра гуманитарных дисциплин

                                  Беларусь в  период становления

буржуазного  общества  (II пол. XIX в. – 1917г.)

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов по истории Беларуси

Могилев 2002

Составитель:

Доц. Моргунов А.Н.

Беларусь в международном становлении  буржуазного  общества  (II пол. XIX в. – февраль 1917г.). Методические указания для   самостоятельной подготовки  студентов по истории Беларуси. Могилев; УО МГТУ, 2002.- 37 с.

Данная методическая разработка исследует цель помочь студентам более обстоятельно и полно изучить актуальные проблемы развития капитализма в Беларуси. 

Одобрено кафедрой гуманитарных дисциплин ММИ "24" "октября" 2002г., протокол № 2

Рецензенты:

доц., канд. ист. наук Курпатин Э.Я., ст.преп. Артемчик В.В.

Редактор                  Е.А.Баранкевич

Рекомендовано к опубликованию комиссией методического совета МГТУ.

Ответственный за выпуск доц.  Лопацкий Ю.Н.

Беларусь в международном становлении  буржуазного  общества  (II пол. XIX в. – февраль 1917г.). Методические указания для   самостоятельной подготовки  студентов по истории Беларуси.

©     Составление   А.Н. Моргунов,  2002

ЛП № 165 от 08.01.98                                                                                            .

Подписано в печать________________Формат_______________60х84   1/16

Офсетная печать__________усл.печ.л.__________уч.изд.л.___________

Тираж________экз.

ЗАКАЗ                                                                                                                    .

Отпечатано в лаборатории офсетной печати

212005, г.Могилев, ул. Ленинская, 70

Данная методическая разработка исследует цель помочь студентам более обстоятельно и полно изучить актуальные проблемы развития капитализма в Беларуси. Рекомендации даются согласно планам семинарских занятий. На обсуждение выносятся вопросы раздела « Беларусь в период становления буржуазного общества (II половина XIXв. – февраль 1917г.)».

Методические указания начинаются с выяснения исторического места России в мировом сообществе, определения особенностей ее развития.

Занятие № 1

1 Кризис феодально-крепостнической системы. Аграрная реформа 1861г. в Беларуси.

2 «Промышленная революция» и утверждение буржуазного общества после отмены крепостного права.

3 Восстание 1863г. и его влияние на социально-экономическое развитие белорусских земель.

Занятие  № 2 Буржуазные реформы 60-80х годов и их особенности проведения на территории Беларуси.

1 Реформы 60-80х гг.: причины проведения, содержание, социальная направленность.

2 Особенности развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

3 Индустриальное развитие белорусских губерний.

4 Формирование буржуазной структуры общества на территории Беларуси.

Занятие № 3 Революция 1905- 1907гг. на территории Беларуси.

1 Причины, ход революции 1905-1907гг.

2 Столыпинская аграрная реформа.

3 Февральская (1917г.) буржуазно-демократическая революция. Особенности двоевластия Беларуси.

Противоречия нашей эпохи во многом объясняются тем, что человечество перешагнуло порог XX века, находясь на различных ступенях развития. На одном полюсе была группа индустриальных стран ( Англия, Германия, Франция ) и Северной Америки, которые, опираясь на мощный промышленный потенциал, распространили свое политическое и экономическое влияние на значительную часть планеты. Другой полис представляли колониальные народы, для которых приобщение к европейской цивилизации обернулось насилием и разграблением природных ресурсов.

Но существовала еще одна группа стран : европейских и азиатских, которых при всей их непохожести объединяло так, что они оказались в положении догоняющих. Это произошло по разным причинам. В Испании из-за долгого паразитического существования за счет огромных владений в Латинской Америке, в Японии из-за политики самоизоляции, в Италии из-за раздробленности и т.д. Главная же причина заключалась в том, что в этих странах в значительной степени сохранили общественно-экономичесий уклад феодальной эпохи. Эти страны, образно говоря, составили второй эшелон, вставший на капиталистические рельсы и отправившийся  вдогонку за локомотивами мировой промышленности. К числу этих стран принадлежала Россия.

Проблема модернизации, т.е. коренного обновления важнейших сфер жизни от экономики до государственного строя, вставала перед Россией на протяжении длительного отрезка ее истории. Но идея обновления получила практическое воплощение в обстановке социально-политического кризиса, когда реформаторов подстегивало прямое давление снизу (народное волнение) или опасность извне. Сложности заключались в том, что не одна из периодически осуществившихся

Информация о работе