Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, прямые и обратные связи, система управления, окружающая среда. Взаимосвязь основных категорий управления. Объект управления – организация. Признаки организации. Уровни управления в организации. Среда организации. Внешняя среда: ее элементы. Факторы прямого и косвенного воздействия, их характеристика и взаимосвязь. Подвижность и неопределенность внешней среды. Внутренняя среда организации: цели, задачи, структура, технология и персонал. Характеристика факторов внутренней среды. Особенности внешней и внутренней среды организаций (предприятий) области профессиональной деятельности.
Методические рекомендации
Изучение данной темы следует начать с изучения основных категорий менеджмента.
Объект управления – это то, чем управляют.
Субъект управления – это то, что управляет, т.е. аппарат управления, руководители разных уровней.
Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Эти связи осуществляются при помощи информации. Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
Субъект и объект управления вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления. Система управления в менеджменте обычно называется организацией. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Организации могут быть формальными и неформальными, простыми и сложными и т.д.
Изучите элементы и составные части внешней и внутренней среды организации.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте понятие организации как объекта управления.
2. Какие признаки имеет организация?
3. Чем отличаются внешняя и внутренняя среда организации?
4. Кто (что) является субъектом и объектом управления?
5. Каковы особенности управления в организациях области профессиональной деятельности?
Тема 3. Функции менеджмента в рыночной экономике
Цикл менеджмента: понятие, содержание. Основные функции цикла менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь функций управленческого цикла. Функция планирования: понятие, назначение. Роль планирования в организации. Стратегическое планирование: понятие, назначение. Этапы стратегического планирования. Функция организации: понятие, назначение. Организационные структуры управления: понятие, требования к ним. Принципы построения организационных структур. Формальные и неформальные организации. Распределение труда в системе управления. Структурные подразделения, звенья и ступени управления. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Органы управления. Уровни управления. Основные типы структур управления, их преимущества и недостатки. Сущность делегирования. Полномочия (линейные и аппаратные) и ответственность (исполнительская и управленческая). Пределы полномочий. Функция мотивации: понятие, назначение. Сущность понятий: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы, вознаграждение. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А. Маслоу, теория потребностей Д. Мак-Клелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга. Взаимосвязь потребностей и мотивационного поведения работника. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания и теория справедливости, модель Портера-Лаулера. Использование теорий мотивации в менеджменте. Значение знаний различных теорий мотивации в работе руководителя. Функция контроля. Сущность и значение. Виды контроля. Этапы контроля. Правила контроля. Организация и проведение контроля в предприятиях области профессиональной деятельности.
Методические рекомендации
В процессе изучения данной темы обучающиеся должны усвоить, что функции управления - это виды деятельности, с помощью которых управляющая система воздействует на объект управления.
В менеджменте выделяют следующие общие функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Изучение темы предусматривает подробное рассмотрение каждой функции управления в отдельности и во взаимосвязи.
При рассмотрении вопроса стратегического планирования необходимо усвоить понятие стратегии и тактики, как важнейших составляющих планирования, а также политики фирмы, правил и процедур, которые необходимы для увязки стратегических и тактических планов.
Функция организации предполагает создание структуры предприятия и условий для совместной эффективной работы людей для достижения общих целей. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры, системы управления. Построение организации предполагает применение основных типов организационных структур управления: линейной, функциональной, комбинированной, системы управления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.