Парамагнетиками называются вещества, атомы которых в
отсутствие внешнего магнитного поля имеют отличный от нуля магнитный момент
. Парамагнетики обладают
магнитной проницаемостью большей единицы, но не намного,

Ферромагнетиками называются твердые
вещества, обладающие при не слишком высоких температурах самопроизвольной
намагниченностью, которая сильно изменяется под влиянием внешних воздействий -
магнитного поля, деформации, изменения температуры. Ферромагнетики обладают
большой магнитной проницаемостью
, причем
сильно зависит от напряженности магнитного
поля. По этой причине в ферромагнетиках магнитную проницаемость определяют по
формуле:
.![]()
У ферромагнетиков вследствие зависимости
и (
) от
напряженности магнитного поля функциональная связь
и
(рис.1) является нелинейной.
Атомы (молекулы) ферромагнетиков характеризуются, во-первых, большим значением магнитного момента:
![]()
|
- магнетон Бора. Во-вторых, для
ферромагнетиков характерно значительное взаимодействие соседних атомов,
называемое обменным. В результате обменного взаимодействия магнитные моменты
соседних атомов ориентируются в одном направлении и образуют области спонтанной
(самопроизвольной) намагниченности - домены.
Намагниченность ферромагнетика в целом определяется
ориентацией намагниченности доменов. При хаотической ориентации
, при той или иной степени упорядоченности
имеется остаточная намагниченность
.
|
Величина ±
, магнитной индукции, возникающая при
значении напряженности внешнего поля, равной
,
называется индукцией насыщения. Величина магнитной индукции
, сохраняющейся в образце после
уменьшения напряженности поля от
, до 0, называется
остаточной индукцией. Ее существование является основой создания постоянных
магнитов
Напряженность
,
обратного поля, доводящего магнитную индукцию до нуля, называется коэрцитивной
силой (задерживающей напряженностью). Площадь петли гистерезиса
(потери на гистерезис) прямо
пропорциональна работе, совершенной при перемагничивании:
![]()
2. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Блок-схема установки для изучения магнитного гистерезиса изображена на рисунке 3. Здесь ГЗ - звуковой генератор; ФПЭ - кассета ФПЭ-07/02; ЭО - электронный осциллограф.
|
![]() |
Синусоидальное напряжение, вырабатываемое генератором
низкой частоты ГЗ, подается на вход РQкассеты ФПЭ-07/02 и запитывает первичную обмотку
трансформатора
(см. рис. 4.). Первичная обмотка
является намагничивающей. Она создает в исследуемом ферритовом сердечнике
магнитное поле напряженностью
. Пропорциональное
напряженности
напряжение
на сопротивлении
подаётся
с выхода
кассеты
на вход
осциллографа
.
Пропорциональное магнитной индукции
напряжение
с гнезда
кассеты подается на вход осциллографа у.
Тогда на экране
осциллографа получается петля гистерезиса.
Принципиальная схема установки изображена на рис. 4.
Первичная обмотка трансформатора питается переменным током
через сопротивление
. Индукция магнитного поля внутри обмотки:
,![]()
где
- число витков на единицу длины сердечника.
Напряжение
, подаваемое на вход
с сопротивления
,
равно:
.
Отсюда:
(1)
где
.
Во
вторичной обмотке источником тока является ЭДС индукции, равная:![]()
.
Потокосцепление
равняется
произведению магнитного потока
на число витков вторичной
обмотки:
(2)
где
-
площадь поперечного сечения исследуемого ферритового сердечника,
-число витков вторичной
обмотки. Дифференцируя формулу (2), получаем для ЭДС
![]()
![]()
![]()
.
Закон Ома для вторичной цепи имеет вид:
(3)
Напряжение на конденсаторе
выражается
через силу тока ![]()
(4)
где
- ёмкость конденсатора,
- заряд конденсатора.
При большом значении сопротивления
первым слагаемым в правой части (3) можно
пренебречь и найти силу тока по формуле
, то
есть
(5)
Теперь
из выражения (4) для
получаем:

отсюда
,
(6)
где
.
(7)
Под действием напряжений
и
электронный луч описывает на экране осциллографа
петлю гистерезиса.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задание: Снять кривую намагниченности, измерить параметры ферромагнетика, оценить потери на перемагничивание.
Все величины, полученные в результате измерений и вычислений, внести в протокол измерений в соответствии с порядком выполнения работы и формой протокола.
1) Включите и прогрейте установку. Установите по заданию преподавателя частоту генератора ГЗ из интервала
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.