Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: “Математика”, “Статистика”, “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Налоги и налогообложение”.
1.2. Цель преподаваемой дисциплины
Цель преподавания дисциплины «Организация и планирование издательской деятельности» - изучение особенностей организации и экономики книгоиздательской деятельности в современных условиях.
1.3. Задачи преподаваемой дисциплины
Задачи дисциплины – изучение правовых и экономических аспектов функционирования издательств и издающих организаций, технологии подготовки изданий к воспроизведению на полиграфических предприятиях, взаимоотношений издательств с другими участниками издательско-полиграфического комплекса: авторами, поставщиками материалов, полиграфическими и книготорговыми предприятиями, а также изучение порядка формирования расходов на производство и реализацию издательской продукции.
1.4. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- основные нормативно-законодательные акты РФ, регламентирующие издательскую деятельность;
- порядок оформления взаимоотношений с автором;
- порядок подготовки рукописи и издательского оригинала;
уметь:
- использовать методику расчета основных параметров редакционно-издательского процесса;
- использовать методические основы расчёта эффективности инвестиций для принятия решений в области внедрения новой техники и технологии;
- использовать учетную информацию для расчета экономических показателей деятельности издательства и принятия решений по управлению им.
2. Содержание дисциплины
2.1. Выписка из государственного образовательного стандарта
«Экономика и организация издательской деятельности»
ДС.01.02. Основные организационные и экономические принципы издательского дела. Управление издательским делом; организация работы издательства, особенности внутренней структуры издательств и издающих организаций. Экономические аспекты редакционно-издательского процесса и основные направления его совершенствования. Рентабельность издательства. Тематическое и оперативно-календарное планирование. Взаимоотношения издательства, полиграфических и книготорговых предприятий. Издательская себестоимость, пути её снижения. Ценообразование в издательском деле. 150 ч.
2.2. Наименование тем, их содержание и объем
Наименование и содержание тем |
Объем выделяемого времени, час. |
Введение. Предмет и задачи курса.Место дисциплины в учебном плане и взаимосвязь её с другими дисциплинами. Методологический подход к изучению данной дисциплины в рамках подготовки экономистов-менеджеров. |
5 |
Тема 1. Организация издательской деятельности. Особенности издательской деятельности и издательской продукции. Основные этапы развития издательского дела. Классификация издательской продукции. Вхождение книгоиздания в структуру рыночной экономики. Развитие издательского дела в РФ: современные характеристики и перспективы. Законодательная база по организации издательской деятельности (Закон РФ “О средствах массовой информации” и другие). Порядок учреждения и государственной регистрации издательств. Особенности издания СМИ. Количественные параметры издания. |
12 |
Тема 2. Отраслевая структура книгоиздания. Место и роль издательств в выпуске печатной продукции. Организационно-правовые формы издательской деятельности. Управление издательской деятельностью и издательством. Основные отделы издательства. Функции основных отделов и специалистов. Структура, межотраслевые и внутренние связи книгоиздания. Формы организации издательской деятельности. Классификация издательств. |
12 |
Тема 3. Взаимоотношения издательств с авторами. Западные концепции авторского права. Ситуация с авторскими правами в России. Предпосылки к принятию закона “Об авторском праве и смежных правах”. Нововведения в области охраны авторских прав в положениях действующего законодательства: Главы 69 и 70 Раздела VII ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Основные положения авторского права. Объекты и сфера действия авторских прав. “Моральные” и “экономические” права автора. Срок действия авторского права. Понятие и типы авторских договоров. Ответственность за нарушение авторскихправ. |
12 |
Тема 4. Организация редакционно-издательского процесса. Сущность, назначение и содержание редакционно-издательского процесса. Работа издательств с авторами. Выбор авторов для заключения с ними договора заказа. Требования к авторским текстовым оригиналам и оригиналам иллюстраций. Организация приема, оценки и одобрения авторских оригиналов. Редакционная работа с оригиналами, принятыми к изданию. Подготовка издательских оригиналов. Виды издательских оригиналов. Факторы, влияющие на экономическую эффективность редакционно-издательского процесса. Прохождение изданий в производстве. Корректурный обмен. Организация издательской работы с корректурными оттисками. Виды корректуры: верстка и сверка. Влияние корректуры на скорость прохождения изданий в производстве и на длительность производственного процесса выпуска издания. Пути сокращения сроков выпуска изданий в свет. Организация управления качеством издательской продукции. Понятие, значение и показатели качества издательской продукции. Оценка качества изданий по содержанию; показатели качества выполнения редакционно-издательского процесса: качество редактирования, качество выполнения корректур; оценка качества полиграфического воспроизведения изданий. Стандартизация выпуска издательской продукции. Виды стандартов. Влияние соблюдения требований стандартов на качество выпускаемой издательской продукции. |
14 |
Тема 5. Планирование и прогнозирование издательской деятельности. Роль и принципы планирования в условиях рыночной экономики |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.