Методическое пособие к практическим занятиям № 1-17 дисциплины "Антикризисное управление" (Кризисы в социально-экономическом развитии. Антикризисное управление персоналом организации)

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Практическое занятие № 1: Введение в антикризисное управление. Кризисы в социально-экономическом развитии (Обзор основных понятий теории организации)

Схема проведения занятия:

Система

 


Социальная система                                                                             

Коммерческое

Социально-экономическая система                                                            предприятие

                                                                                                                        

Тенденции                       Процессы,                                        Открытая                      Организация существования                происходящие                                   система

                                          в системе

 


Цикличность развития                                                              

                                                                                                                      

Возникновение кризисов, причины кот. могут быть разными

 


                                                          Понятие «Кризис» в общем смысле

Понятие «Кризис» соц.-эк. сист.

 


Причины кризисов

 


Типология кризисов

 


Возможность и необходимость распознавания кризисов

 


Последствия выхода из кризисов

 


Возможность и необходимость управления

 

Отличие понятий «управление», «менеджмент», «руководство»

 


Анти-кризисное управление

Форма занятия: ответы на вопросы.

  1. Понятие системы. Ее признаки, свойства. Классификация систем.
  2. Понятие социальной системы. Ее особенности.
  3. Понятие социально-экономической системы. Ее особенности.
  4. Основные тенденции существования социально-экономических систем.
  5. Процессы, происходящие в социально-экономической системе.
  6. Понятие открытой системы.
  7. Понятие организации.
  8. Понятие кризиса в общем смысле и кризиса социально-экономической системы.
  9. Причины кризисов.
  10. Типология кризисов.
  11. Возможные последствия выхода из кризисов.
  12. Отличие понятий «управление», «менеджмент», «руководство».

Практическое занятие № 2: Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов

Форма занятия: Доклады и ответы на вопросы.

Темы докладов:

  1. Волны Н.Д. Кондратьева и их роль в прогнозировании кризисов.
  2. Современное состояние российской экономики, особенности экономической политики.

Литература: Самостоятельная познавательная деятельность.

Вопросы:

1.  Когда и почему появилась возможность экономических кризисов?

2.  Основные причины экономических кризисов.

3.  Каковы фазы циклов и как они проявляются?

4.  Виды экономических кризисов, в чем их различия?

5.  Современные тенденции динамики экономических кризисов.

6.  Что является, по мнению Н. Д. Кондратьева, основной причиной циклов развития общественного воспроизводства?

7.  Какова роль волн Кондратьева в прогнозировании кризисов?

8.  Отличительные особенности структурного (системного) экономического кризиса.

Практическое занятие № 3: Кризисы в системе государственного управления

Форма занятия: Доклады и ответы на вопросы.

Темы докладов по общей теме «Особенности антикризисной политики в разных странах мира»:

  1. Денежная реформа 1895-1897 гг. в России. Столыпенская аграрная реформа
  2. Генезис государственного регулирования и планирования экономики страны в 1914-1929 гг. НЭП и денежная реформа.
  3. Денежная реформа в СССР 1947 г.
  4. Обобщение опыта деятельности администрации Рузвельта  по выводу американской экономики из кризиса (1929-1933 гг.).
  5. Использование антикризисных мер в Японии и КНР после II мировой войны.

Литература: Самостоятельная познавательная деятельность.

Для всех докладов ответить на вопросы:

1.  Что вызвало необходимость реформирования (указать черты кризиса)?

2.  Кто был вовлечен в реформу?

3.  Реакция на реформу всех вовлеченных.

4.  Достигнутые результаты от реформирования.

Вопросы:

1. Каково содержание понятия «государственная власть»? Охарактеризуйте ее возможные источники и ресурсы в демократическом обществе.

3.  Охарактеризуйте содержание понятия «кризис государственной власти». Каковы его проявления?

4.  Особенности социально-политических конфликтов переходного периода.

Практическое занятие № 4: Кризисы  в развитии организации (предприятия)

Форма занятия: ответы на вопросы:

1. Какие факторы развития организации характеризуют опасность кризиса?

2. Как взаимосвязаны эти факторы между собой?

3. Каковы причины, симптомы, факторы кризисного развития? Примеры.

4. Назовите тенденции циклического развития организации и дайте оценку каждого из этапов цикла.

Заполнение таблицы «Характеристика фирм по типу стратегического конкурентного инновационного поведения»:

N

Параметры

Виоленты

Патиенты

Эксплеренты

Коммутанты

1

Уровень конкуренции

Высокий

Низкий

Средний

Средний

2

Новизна отрасли (рынка)

Зрелая,

Новая

Зрелая

Новая

Новая, Зрелая

3

Размер компании

Крупная

Крупная, средняя, малая

Средняя, малая

Малая

4

Сектор рынка

Массовый, стандартный

Массовый, нестандартный

Инновационный

Локальный

5

Тип производства

Массовое

Специализированный

Экспериментальное

Универсальное (малое)

6

Расходы на НИОКР

Высокие

Низкие, Средние

Высокие

Низкие (или отсутствуют)

7

Конкурентные преимущества

Высокая производительность

Приспособленность к особому рынку

Опережение в нововведениях

Гибкость

8

Динамизм развития фирмы

Высокий

Средний

Высокий

Низкий

9

Издержки

Низкие

Средние

Низкие

Низкие

10

Качество

Среднее

Высокое

Высокое

Среднее

11

Реклама

Массовая

Специализированная

Практически отсутствует

Отсутствует

12

Сбытовая сеть

Собственная или контролируемая

Собственная или контролируемая

Отсутствует

Отсутствует

13

Тип стратегии в конкурентной борьбе

Силовая

Нишевая

Инновационная (пионерская)

Приспособительная

Практическое занятие № 5: Государственное регулирование кризисных ситуаций

Форма занятия: Деловая игра

Деловая игра «Разрешение конфликтов»

Участники игры:

-  Государственный орган – администрация г.Кирова. Цель – разрешение или урегулирование конфликта;

-  Заказчик строительства – фирма ОАО «Скат». Цель – реализация проекта строительства;

-  Представители средств массовой информации (33 канал ТВ, г.Киров). Цель – привлечение дополнительной аудитории зрителей. Как 4 власть СМИ, освещая события, может оказывать существенное влияние на ход конфликта, разжигая его или добиваться «схождения на нет»;

-  Представители Кировского Костела и областного департамента культуры. Цель – недопущение строительства, защита архитектурного памятника культуры (само здание Костела), уникального инструмента, которым в ходе строительства может быть нанесен ущерб. А также защита интересов по проведению концертов и конкурсов общероссийского масштаба;

-  Местные жители (жители близ лежащих жилых домов, участники гаражного кооператива). Цель – недопущение строительства.

Цель игры: Разрешение государственным органом возникшего конфликта

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
114 Kb
Скачали:
0