качества посредством приобщения к культуре через механизм сознательного "распредмечивания" общественного «опыта предков, зафиксированный в культурной среде, и путем "опредмечивания" потенций собственного сознания в создаваемых новых культурных объектах - артефактах. В научной литературе этот процесс принято называть социальным наследованием. Но если биологическая наследственность обеспечивает воспроизводство поколений... через зародышевые клетки, то "социальная сущность не передается через биологические структуры, а формируется... путем освоения ими великого опыта истории". Культура как система информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый опыт, - это аналог генетических кодов ДНК и РНК, это социокод, "посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта".
Э.Фромм справедливо заметил, что "с биологической точки зрения человек, вероятно, являет собой самое беспомощное и слабое существо из всех живых существ". Человек оказался перед необходимостью самостоятельного формирования целого мира "вторичной природы" и выработки собственного механизма освоения этого мира.
Отсутствие у человека врожденных или унаследованных программ, которые бы предписывали ему, как вести себя в большинстве случаев, связанных с принятием решений, компенсируется определенными способностями, которые позволяют "наладить" социальное наследование. Как известно, такой "компенсацией" для человека является сознание. Кроме того, культура, будучи "результатом действия законов смыслообразования", неразрывно связана с "его родителем" - сознанием. Поэтому культура вообще (и педагогическая в частности) связана с сознанием, его формами, видами и уровнями. Именно сознание обеспечивает вариативность и индивидуальность форм поведения, осмысленных действий, способность к совершенствованию механизмов научения, внутригрупповую коммуникацию, особый характер связи поколений и т.п.
Но культурная среда нема сама по себе. Будучи своеобразным слепком сознания творцов, она требует посредника, обладающего языком этого кода. Это обстоятельство и обеспечило самостоятельность педагогической деятельности. Процесс раскодирования культурной среды предполагает наличие специфических ментальных свойств у тех, кто представляет эту среду, и выработку собственного отношения-знания к ней. Это то, что принято называть традицией и связью поколений.
Образовательно-воспитательная система, как организованная, так и неорганизованная, выступает своеобразным инструментом ее эволюции или, иначе говоря, механизмом культурогенеза. Его внешней стороной являются институты, факторы и субъекты социализации, а внутренней - содержание ценностей, норм, знаний, педагогических теорий, концепций и пр.
Осуществляя деятельность по удовлетворению своих материальных потребностей, человек, опредмечивая свое сознание, создает материальные виды культур (быта, производства и т.п.). Деятельность по удовлетворению социальных потребностей порождает социальные виды культур (общения, профессиональную, педагогическую и т.п.). Духовные потребности стимулируют человека на создание мира неовеществленных артефактов - духовных видов культур (художественной, музыкальной и т.п.). Если, скажем, кафтан, сарафан или смокинг - это артефакты бытовой культуры; художественное слово - это артефакт художественной культуры, то артефактом педагогической культуры становится социально-педагогический идеал как искусственно созданная модель личности, успешно реализующая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.