Пути умственного воспитания детей и подростков с позиции современных психолого-педагогических исследований. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже, страница 2

1)Умение представит предметы (или их части) в различных пространственных положениях;2)Преобразование структуры и пространственного положения исходного образа;3)Построение принципиально новых образов на основе сложных преобразований исходного образа.Успешный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на объяснение существующих связей. Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. С помощью моделей ребенок представляет себе  скрытые стороны ситуации. Детская логикак характеризуется:-синкретизмом детского мышления. Синкретизм детского мышления заключается в обобщении по случайным субъективным основаниям. Например, у ребенка папа – ученый – носит очки. Ребенок увидел на улице мужчину в очках и спрашивает: «А он ученый?»;-трансдуктивным типом рассуждения. Дети мыслят ассоциативно. Полагают, что 2 случайно отмеченных признака (произошедших события) связаны. Ум-е развитее и Ум-е воспитание . задачи умственного воспитания:1. накопление фонда знаний(предполагает овладение конкретным учебным материалом — знанием фактов, событий, символов, терминов, имен, дат, законов, теорем и т. д.); 2. овладение основными мыслительными операциями и способами действия (синтез, анализ, абстрагирование и т.п.);3. развитие интеллектуальных (общепедагогических) умений и различных видов мышления (умение читать, слушать, устно излагать свои мысли, писать, работать с книгой);4. развитие научного мировоззрения. Наглядные методы: Наблюдение – целенаправленное восприятие реального мира предметов или явлений в естественных условиях. В процессе наблюдения у ребенка формируются необходимые представления, что служит основой для последующего изображения. Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, книжных иллюстраций широко используется, но он является косвенным, который используется для предварительного формирования представлений и замыслов. Применяется в тех случаях, когда детей невозможно познакомить с предметом или явлением. С помощью этого метода дети знакомятся с некоторыми способами изображения (как передать колорит разных времен года, как передать пространство. Не рекомендуется оставлять картину на протяжении всего занятия. У детей не будут представлений. Они просто ее скопируют. Исключением может служить занятия по лепке, т.к. плоскостное изображение не дает прямого образца. Словесные методы: Беседа – организационный воспитательный разговор, в ходе которого через вопросы, пояснения и уточнения у детей формируются представления об изображаемом предмете или явлении и способах его изображения. Рассказ педагога используется редко. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года;  о родном городе и т.п.Практические методы: Упражнения: многократное повторение ребенком практических действий заданного содержания. Чтобы рисовать, лепить, создавать аппликации ребенку необходимо овладеть соответствующими способами действий (упражнения в вырезывании, в закрашивании, в вылепливании определенных форм и т.п.). Обследование: целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательным и зрительным путем, которое организуется педагогом.