Трудовая деятельность дошкольников и обучение в ДОУ. Игра, готовность детей к школьному обучению, преемственность, развивающая среда в ДОУ

Страницы работы

66 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ЛАБОРАТОРНЫЕ

5 семестр

Раздел 3. Трудовая деятельность дошкольников и обучение в ДОУ.

*Занятие 3.1. Трудовое воспитание детей

раннего возраста (2 часа).

Вопросы для обсуждения

1.  Особенности освоения трудовой деятельности детьми 2-го, 3-го года жизни.   

2.  Задачи и содержание трудового воспитания в группах детей 2-го и 3-го года жизни (см. таблицу 1).

3.  Диагностика освоения трудовой деятельности детьми раннего возраста.

4.  Методика работы по трудовому воспитанию детей раннего возраста:

  особенности методики ознакомления детей с трудом взрослых;

  методика формирования умений для осуществления детьми отдельных микропроцессов и целостных процессов по самообслуживанию;

  содержание и методика руководства трудовыми поручениями.

5.  Характеристика основных групп умений (стимулирующие, корректирующие-ориентирующие, коммуникативные), необходимых воспитателю для эффективного осуществления работы по воспитанию самообслуживания у детей раннего возраста.

Таблица 1 - Задачи и содержание трудового воспитания в ДОУ.

Возрастная группа

Задачи работы по трудовому воспитанию

Виды труда

Содержание работы

Показатели эффективности работы по трудовому воспитанию

Ознакомление детей с трудом взрослых

Трудовое обучение

Самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни

Воспитание личности ребёнка в труде

1

2

3

4

5

6

7

8

Основная литература

1. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., Ч. 1., 1988, с. 204-207.

2. Логинова В.И., Герасимова Е.Н. Особенности освоения детьми второго года жизни некоторых трудовых процессов //Совершен-ствование подготовки детей к обучению в школе. - Л., 1989.

3. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду /сост. Л.В. Рузская. - М., 1986, с. 29-30, 83-85.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., 2005. Фонарёв А., Теплюк С. Предпосылки трудового воспитания (третий год жизни) //Дошкольное воспитание. – 1983. - № 11.

Дополнительная литература

1. Теплюк С.Н. Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возрасты: Автореф. дисс. канд., пед. наук. – М., 1984.

Задания к занятию и методические рекомендации

к их выполнению

1.Изучить указанную литературу, найти ответы на поставленные вопросы, сделать выписки. Важно уяснить, что вопросы раннего генезиса трудовой деятельности и трудового воспитания в первые годы жизни ребёнка имеют исключительное значение для теории и практики дошкольной педагогики. Роль труда малыша по самообслуживанию столь велика в формировании его личности, что влияние труда не может компенсировать ни один вид деятельности, в том числе и игра (Б.Р. Ананьев). Требуется тщательно ознакомиться с новейшими исследованиями по проблеме (В.И. Логинова, Е.Н. Герасимова), где было доказано, что при правильном руководстве со стороны взрослых трудовая деятельность в виде отдельных микропроцессов и простейших целостных процессов по самообслуживание активно осваивается ребёнком yже на втором - третьем году жизни.

2.Проанализировать особенности освоения трудовой деятельности детьми в одной из групп раннего возраста. Сделать выводы и дать педагогические рекомендации для индивидуальной работы по воспитанию самообслуживания у обследованных детей.

Предлагаемое задание даёт возможность студенту овладеть методикой диагностики освоения трудовой деятельности детьми раннего возраста. Цель обследования - выявить уровень освоения процессов одевания (раздевания) у 2-3 детей второго (третьего) года жизни. Эксперимент проводится в естественных условиях, индивидуально с каждым ребёнком; необходимо учитывать его физическое и эмоциональное состояние, начинать эксперимент следует только после установления с ребёнком положительного эмоционального контакта. Для выявления имеющихся у ребёнка умений рекомендуется предложить детям после сна надеть маячку (трусики и колготки), в протоколе зафиксировать: принял ли ребёнок цель деятельности; как выполнял задание (особенно осуществления трудовых действий, точность, быстрота, координированность, наличие и сформированность контрольно-проверочных действий); словесные высказывания; обращения за помощью к взрослому; время, затраченное на работу; удалось ли получить результат, и какого качества, был ли ребёнок удовлетворён результатом своей деятельности. В процессе выполнения ребёнком задания помощь ему не оказывать, важно

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
563 Kb
Скачали:
0