Роль государства в формировании системы рыночной экономики, страница 2

10. Государство регулирует внешнеэкономическую деятельность предприятий (фирм).

11. кроме воздействия государства непосредственно на рынок в его функции входит также регулирование «нерыночных» отношений – это регулирование общественных благ. К числу таких благ относятся национальная оборона, медицина, образование, охрана общественного порядка и другое.

Итак, даже простой перечень функций государства даёт возможность представить тот огромный механизм, которым оно управляет. Во всех развитых странах действуют законы, которые регулируют и контролируют предпринимательскую деятельность на товарных рынках. При этом чем выше уровень цивилизации и развития рынка в стране, тем весомее роль государства в регулировании рыночных отношений. Более того, именно благодаря адекватному законодательству и контролю со стороны государства многие страны имеют высокоразвитые рынки, которые и определяют уровень их экономики. Это прежде всего рынки США и Японии, которые являются лидерами мирового рынка. Особенно следует отметить, что Япония своим мировым лидерством обязана исключительно политике государства.

Сочетание внутренней и внешнего аспектов политики экономической политики японского государства нашло своё выражение в форме долгосрочного структурного регулирования экономики. С точки зрения мирового рынка государственное регулирование структуры экономики – это политика, направленная на изменение сравнительных издержек производства (их снижение).

Теперь рассмотрим ещё один аспект проблемы, касающийся государственного регулирования и роли государства в экономике  различных стран. Зададимся вопросом: существует ли граница этого регулирования? Если она существует, то как её определить?

Проблема роли государства в экономике очень сложна, и подходы к ней в различных странах различны. Рассмотрим две точки зрения в экономической теории по поводу роли государства в рыночной экономике.

Последователи выдающегося английского экономиста Дж. Кейнса считают, что рыночная экономика внутренне в целом нестабильна. В частности они считают возможным следующее развитие событий. Допустим, что по каким то причинам сократился совокупный спрос населения и предприятий на товары и услуги. В ответ на это предприятия сократят объёмы производства и численность работающих. В результате увеличится количество безработных, сократятся доходы населения. Падение денежных доходов населения вызовет еще большее сокращение совокупного спроса на товары и услуги и т.д.

Последователи Кейнса считают, что рыночная экономика не имеет надёжных механизмов, препятствующих развитию этого лавинообразного процесса. Поэтому без вмешательства государства спад производства может оказаться чрезвычайно глубоким и продолжительным. В качестве подтверждения внутренней нестабильности рыночной экономики исследователи и приверженцы данной теории приводят Великую депрессию 30-х годов 20-го века. В отдельные годы доля безработных в крупнейших капиталистических странах превышала 20%.

Кейнсианцы считают, что правительство должно активно вмешиваться в экономические процессы, прежде всего путём регулирования совокупного спроса на товары и услуги. Если, например, наметилась тенденция к спаду, правительство должно сократить налоги и увеличить государственные расходы с целью стимулирования совокупного спроса. Если, наоборот, наметилась тенденция к «перегреву» экономики, начался рост цен, оно должно увеличить налоги и сократить государственные расходы.

Другой точки зрения придерживаются сторонники выдающегося экономиста М. Фридмена (их называют «монетаристами»). По их мнению, в целом рыночная экономика внутренне устойчива. Спады производства возможны. Но если правительство будет следовать законам развития экономики, эти спады будут неглубокими и непродолжительными. Великая депрессия, по мнению монетаристов, была результатом не внутренней неустойчивости экономики, а ошибочной экономической политикой правительств стран, поражённых кризисом. В частности правительство США допустило резкое сокращение денежной массы, что привело к катастрофическому падению совокупного спроса на товары и услуги. Монетаристы возражают против проведения правительством политики регулирования совокупного спроса на товары и услуги. Они считают, что эта политика оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику.

Рыночное регулирование, государственное вмешательство в рыночную экономику, границы этого вмешательства – эти серьёзные вопросы являются предметом непрекращающихся исследований в странах с высокоразвитыми рыночными отношениями.

Принципиальный подход к данной проблеме, на наш взгляд должен быть следующим:

- если происходит рост экономических показателей, это значит, что государственное управление справляется со своими задачами;

- если же идёт замедление экономических процессов и спад экономических показателей, то в этом случае необходим анализ и выявление причин этого спада, которые могут находится в разных плоскостях: в налоговой системе, инвестиционной системе, в системе цен и т.д. Результатом анализа должен быть пересмотр законов по соответствующим направлениям государственного регулирования.