Рассмотрим назначение первого документа – чека, выписанного на предприятии. Для работника предприятия, которому поручено получить деньги, чек будет организационно-распорядительным документом, потому что с помощью этого документа руководители предприятия (директор и главный бухгалтер) заставляют работника предприятия пойти в банк и получить деньги. Чек не является первичным документом, потому что после его выписки нельзя сделать еще никаких записей в бухгалтерском учете, так как никаких операций еще не произошло: деньги с расчетного счета не сняты и в кассу еще не получены. Первичная же документация как раз и является основанием для отражения операций в бухгалтерском учете, т.к. непосредственно фиксирует сам факт совершения операции.
Корешок чековой книжки также не является первичным документом, т.к. никакого другого события, как выписку документа (чека) не фиксирует.
Корешок чековой книжки служит для того, чтобы бухгалтер или иное уполномоченное на то лицо, в любое время мог выяснить когда выписывался какой чек и на какие цели. То есть корешки чековой книжки выполняют контрольную функцию – по нему можно сверить даты, суммы и причины снятия денег с расчетного счета. Значит корешки чековой книжки являются своеобразным учетным регистром, т.к. назначение регистра как раз в обобщении какой –либо информации. С другой же стороны, корешки чековой книжки только несут информацию – в них не предусмотрен подсчет итогов за месяц или по всей чековой книжке. Следовательно, назвать данный документ учетным регистром мы не имеем права. Мне кажется, что данный документ нельзя отнести к какой – либо из выделенных в лекции групп. Это документ регистрации, сходный по сути с книгой регистрации приходных и расходных кассовых ордеров или книгой учета доверенности. То есть это организационный документ (но не распорядительный).
Следующий документ – банковский мемориальный ордер – будет как раз тем первичным документом, на основании которого (правда сверившись с выпиской с расчетного счета) бухгалтер отразит списание денег с расчетного счета предприятия. Данный документ обладает всеми признаками первичного учетного документа: именно он фиксирует снятие денег с расчетного счета, основание для их списания, сумму, дату и прочие необходимые реквизиты.
Банковская выписка является, на мой взгляд, регистром, в котором обобщаются данные о движении денежных средств на расчетном счете предприятия. Данный документ не является первичным, т.к. не содержит всей необходимой информации: вся информация там дана очень сжато (только дата, сумма и вид платежа), и это не является достаточным основанием для занесения данных об операции на счета бухгалтерского учета. Без соответствующих первичных документов, приложенных к выписке, данные этого документа не смогут быть отражены в учете.
Приходный ордер безусловно является первичным документом, который фиксирует факт оприходования поступивших в кассу наличных денежных средств. Приходный кассовый ордер является основанием для производства в учете записи по дебету 50 «Касса».
Таким образом, рассмотрев назначение всех пяти документов, мы пришли к выводу, что все они нужны в процессе документооборота и не являются лишними.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.