Известно, что на основании закона электромагнитной индукции ЭДС фазы
E0=4,44 Ф×f×w×k
где Ф - магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения;
w - число витков в одной фазе;
k - обмоточный коэффициент.
Из формулы видно, что Е0 пропорциональна Ф, а, значит, х.х.х. подобна кривой намагничивания машины и нелинейная вследствие насыщения магнитопровода (рис. 1.1). Как и у всех устройств с ферромагнитным сердечником, она имеет форму узкой петли (из-за гистерезиса), и зависимость Е0 =f(Iв) получается неоднозначной, хотя возможный разброс значений при используемых ферромагнитных материалах невелик. Для устранения этой неоднозначности расчеты ведут по средней характеристике, каждая среднему значению абсцисс.
С достаточной степенью точности можно считать, что обе ветви полной характеристики (восходящая NA и нисходящая АB) представляют одну и ту же среднюю характеристику ОА, сдвинутую относительно оси ординат на одинаковую величину DIв в разные стороны. Поэтому для определения средней х.х.х. достаточно получить опытным путем одну нисходящую ветвь и затем осуществить ее перенос на DIв к началу координат. Снимают только нисходящую ветвь х.х.х. (т.е. только при убывающем токе возбуждения). Х.х.х. является важнейшей характеристикой СГ. Она определяет величину ЭДС, возможности ее регулирования, позволяет судить о степени насыщения магнитной цепи машины. В правильно спроектированном СГ точка номинального напряжения Е0=Uном находится на изгибе ("колене") кривой. Если эта точка лежит дальше, на насыщенной части кривой, то возможность регулирования напряжения будет ограничена, а если она лежит ниже изгиба, на прямолинейной части, то напряжение будет неустойчиво даже при небольших случайных колебаниях тока возбуждения. Х.х.х. служит основой для определения ряда важных параметров СГ и расчета других его характеристик.
1. плавно уменьшают ток возбуждения до нуля и записывают 6-7 значений характеристики E0=f(Iв).
Iв (А) |
0 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1 |
E0 (В) |
Строится характеристика холостого хода в относительных единицах, для чего измеренные значения ЭДС и тока возбуждения делятся на их номинальные значения. За базисные величины тока и напряжения якоря принимают их номинальные значения. За базисный ток возбуждения принимают ток Iв0, соответствующий номинальному напряжению генератора при холостом ходе.
«Нормальная» характеристика машины в относительных единицах характерна для явнополюсных машин разной мощности и может быть представлена в табличном виде:
I*в |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
E*10 |
0 |
0,53 |
1 |
1,23 |
1,3 |
Так как электрические машины одинаковой конструкции и разной мощности подобны, «нормальная» и опытная характеристика холостого хода в относительных единицах мало отличаются друг от друга.
Рис. 1-2. Нормальные характеристики холостого хода турбо- и гидрогенераторов
Простейшим эксплуатационным режимом СГ является такой режим, когда ток возбуждения оставляют неизменным при всех изменениях нагрузки. В этом режиме выходное напряжение СГ не остается постоянным и существенно зависит от изменений нагрузки. Характеристика U=f(I), показывающая, как изменяется выдаваемое во внешнюю сеть напряжение генератора U с изменением величины тока нагрузки Iпри неизменном токе возбуждения Iв = const
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.