поведенческого статуса или уровня активности: 1 - глубокий сон; 2 - сон с быстрыми движениями глаз; 3 - состояние спокойного ожидания; 4 - активная настороженность; 5 - пробуждение и активность; 6 - состояние, при котором ребенок громко кричит. Именно в состоянии спокойного ожидания ребенок способен к наиболее сложным взаимоотношениям с внешней средой.
В течение 1-2 ч после нормальных родов, если поведение ре нка не изменено под воздействием анестетиков и седативных препаратов, он значительное время находится в состоянии активной настороженности. С момента рождения он вполне способен фиксировать взгляд на объекте и следить за его движением, визуально сканировать простые геометрические фигуры и из нескольких похожих и до некоторой степени сложных фигур, находящихся в поле зрения, отдает предпочтение более похожим на лицо человека. В течение последних нескольких дней время, проводимое ребенком в этом состоянии, составляет примерно 10% и с возрастом увеличивается. Характер сна новорожденного начинает изменяться со 2-го дня жизни, когда еще преобладает тип сна с быстрыми движениями глаз, а затем постепенно сменяется вариантами, характерными для детей все более старшего возраста.
С помощью сложных механизмов дети фиксируют взгляд на лицах или контрастных точках, следят за движением или изменением интенсивности освещения предметов, находящихся в пределах поля их зрения. В течение 1-й недели жизни они способны поддерживать фиксированным взгляд и при пассивных движениях тела (рефлекс кукольных глаз); в последующем реакции, вначале частично вестибулярные, становятся все более глазодвигательными.
Некоторые аспекты поведения ребенка в ответ на изменение условий окружающей среды были названы установочной реакцией. Как только новые стимулы поступают в зрительное или слуховое поле восприятия или через другие органы чувств, поведение ребенка становится более выжидательным с угнетением спонтанных движений, поворотом головы в сторону стимула и физиологическими изменениями, такими как частота сердцебиений. Появляется тенденция к снижению частоты сердцебиений, когда ребенок реагирует на более или менее знакомый раздражитель, в то время как пульс учащается при необычном и вызывающем чувство опасности стимуле. Если существенно не изменяющиеся раздражители повторяются, развивается привыкание к ним. При этом реже появляются реакции испуга или учащение сердцебиений. Как только раздражитель становится привычным, может последовать урежение сердцебиений.
Brazelton провел большое число наблюдений, касающихся поведения новорожденных, и создал поведенческую шкалу, которая может обеспечивать более точную оценку и прогноз состояния новорожденного, чем традиционное неврологическое обследование. По шкале оценивают по ведение ребенка в четырех изменениях: процессы взаимодействия с окружающей средой (ориентация, настороженность, успокоение, свертывание калачиком); двигательные процессы (мышечный тонус, двигательные навыки, защитные реакции, движения рук по направлению ко рту, уровень общей активности, рефлекторное поведение); контролирование физиологического состояния (привыкание к яркому свету
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.