музыкальные звуки, разница между которыми ½ или ¼ тона.
К 11-12 месяцам он овладевает основными движениями. Его активный словарь к году состоит из 6-10 слов. Затем их число возрастает, достигая к двум годам 200-300, а к трем – 1200-1500 слов.
Психические процессы и деятельности, формирующиеся у ребенка в раннем возрасте, просты в сравнении с таковыми у школьников. Но многие умения, осваиваемые в этот период, важны для всей дальнейшей жизни: овладение речью, различными действиями, включая простейшие орудийные, ходьба и т. д. Так, если ребенок своевременно овладел умением ходить, возможность активного передвижения расширяет его кругозор, совершенствует восприятие, позволяя рассмотреть интересующий объект с разных сторон, облегчает общение со взрослыми и другими детьми. Таким образом, создаются предпосылки для дальнейшего умственного и нравственного развития.
Некоторые умения достигают оптимального развития на каком-то определенном этапе, а в более старшем возрасте они могут быть утрачены. Так, дети 2-5 лет обладают особым языковым чутьем, которое помогает им овладеть речью, в частности ее грамматическим строем. Более того, даже на этом возрастном этапе есть наиболее благоприятное время для формирования того или иного умения. Например, произношение звуков речи наиболее интенсивно совершенствуется в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. С возрастом языковое чутье притупляется, и нужно затратить много сил, чтобы добиться таких же темпов в развитии. Поэтому при воспитании и обучении детей важно своевременно создавать оптимальные условия для формирования тех или иных умений.
Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их несовершенна. Так, нервные процессы характеризуются недостаточной силой, уравновешенностью и подвижностью, недостаточно сформированы процессы внутреннего торможения. Это отражается на поведении детей. Они легко утомляются, эмоциональное состояние их неустойчиво, что может стать причиной капризов, конфликтов между детьми.
В раннем возрасте необходимо создавать оптимальные условия для протекания нервных процессов. Недопустима, например, перегрузка детских групп. В течение дня нужно дать ребенку 1,5-3 лет возможность поиграть одному или в присутствии одного-двух детей, используя для этого приемную, спальню.
Деление первой и второй групп раннего возраста на возрастные подгруппы, каждая из которых живет по своему режиму, имеет свой план занятий, позволяет даже при длительном пребывании детей в коллективе избежать переутомления и обеспечить им индивидуальное общение с медицинской сестрой. Режим при этом строится так, чтобы часы бодрствования детей различных возрастных подгрупп не совпадали.
Длительность активного бодрствования в раннем возрасте нарастает постепенно. При быстром темпе развития и несовершенной нервной системе это позволяет избежать переутомления детей. Чем моложе ребенок, тем быстрее он развивается, тем чаще и больше он спит.
Вместе с тем известно, что ни сон, ни бодрствование к моменту рождения не сформированы (Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, Н. Т. Терехова). Ребенка еще нужно научить глубоко спать и активно бодрствовать. Введение ребенка в режим, организация его жизни по определенному распорядку — важная воспитательная задача
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.