До того, как я задумалась над проблемами учения и обучения, у меня был предмет, который я знала и любила, – история. Причем любовь пришла не только в институте, когда студенческая жизнь затмевала красоту исторических построений. Любовь и знание пришло позже, когда возникла необходимость самой преподавать исторические факты и события сначала в вузе, а потом в школе. Даты, факты, имена, “интрига” исторического времени, “позиционность” взглядов и описаний, оценка исторических событий, интерпретации в исторических текстах – все эти слова и понятия засверкали, приобрели значение и личностный смысл, когда потребовалось, пропустив знания через себя, передавать их другим. Тогда впервые пришли вопросы о педагогике, о том, что и как мы передаем детям. При каких условиях история станет для них также личностно значима, как для меня?
Ответы на эти вопросы пытаются дать практически все педагоги, психологи. Для меня наиболее значимыми являются идеи двух ученых – С.И.Гессена и В.П.Зинченко.
Очень важной философской, психологической рамкой моей педагогической деятельности стала работа С.И.Гессена “Основы педагогики. Введение в прикладную философию”. По его мнению, учебный предмет не является транслятором знаний. Главное в учебном предмете – это передача метода науки, на основе которой построен данный учебный предмет.
По мнению ученого, метод является душой знания, его жизнью. Овладение методом науки составляет задачу обучения. Задачей учебного предмета, в свою очередь, является не показать шаблон, согласно которому ученик должен усвоить готовую и уже открытую истину, а создать для него условия овладения методом самостоятельного поиска знаний.
Поэтому учебный предмет, по мнению С.И.Гессена, должен быть организован так, чтобы ученик мог осознать цель образования как движение к свободному самоопределению. Другими словами, важно не овладение сведениями по тому или иному учебному предмету, а формирование способности мышления. Наличие такой способности впоследствии позволит приобрести те сведения, которые ему понадобятся в жизни. Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведений, являющихся только поводом и толчком к знанию, которое никогда не может быть сообщено извне, но “может быть порождено изнутри, самим познающим субъектом, самостоятельной активностью ума”.
С.И.Гессен провел очень важную и нетривиальную параллель между культурой и образованием. По отношению к человеку культура есть “цели – задания” высшего порядка, а образование, являющееся частью культуры, считал неисчерпаемым заданием. Если ученик, по мнению С.И.Гессена, в процессе изучения учебного предмета ставит перед собой “сверхличные задачи”, то эти личностно значимые задачи становятся основанием побуждения к поиску знания, мотива учения.
В.П.Зинченко обращает внимание на то, что при построении учебных предметов происходит определенный разрыв между образованием и культурой. И предлагает рассматривать любой учебный предмет как часть культуры. Это, по его мнению, позволяет приобщить учащихся к процессу возникновения личного (персонального) знания, к различным способам его выражения. Личное знание Владимир Петрович называет “живым” знанием, которое плохо излагаемо в академическом знании, плохо создаваемо извне. Оно является всегда внутренней работой человека-учащегося. “Сцепка” “мертвого” и “живого” знания, академического (культурного) и личностного и является главной задачей образования. Только “живое” знание является главным образующим сознания человека. Образовательный процесс в таком случае это всегда развитие интенций детей в сфере познания, переживания, действия.
Гессен и Зинченко обращали внимание, прежде всего, на “субъектность” педагогики, на активное участие в процессе обучения двух начал – учителя и ученика, на то, что без личных целей ученика, без его самостоятельности, без его действия невозможно учение и образование.
Подводя итоги, хочется обратить внимание на то, что любые наши представления относительны, они меняются со временем, с практикой, с приобретением педагогического и жизненного опыта. Но важнейшие постулаты педагогической философии определяют твое лицо – лицо учителя и человека. И это такие утверждения как…
Академического знания для преподавания, обучения и учения недостаточно. При построении как учебных курсов, так и учебных занятий необходимо ориентироваться на личность ребенка, а, планируя результат, обсуждать вопросы, связанные с приращением личностного “живого” знания.
Таким образом, основным стержнем моей философской и педагогической позиции являются идеи “учения” “диалога”, “понимания” для возникновения “личного”, “живого” знания школьников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.