Пособие для освоения навыков патофизиологической интерпретации данных инструментальных и лабораторных клинических исследований

Страницы работы

Фрагмент текста работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Пособие для освоения  навыков  патофизиологической интерпретации данных инструментальных и лабораторных клинических исследований

Красноярск –   2004

УДК 616-092-073.97 (075.8)

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедр общей и клинической  патофизиологии  диагностики Алтайского медицинского университета и Красноярской медицинской академии.

С о с т а в и т е л и :

В.П.Куликов, Н.Л.Доронина, Л.А.Костюченко,  С.В.Засорин,  С.Н.Шилов, И.Г.Рагинене, Я.В.Бардецкая, Р.В.Алексеев, С.В.Михуткина, Ю.А.Фефелова, Л.В. Новикова., Г.М. Климина., Л.В. Федюкович. 

Р е ц е н з е н т ы:

д.м.н., профессор Буевич Е.И.

д.м.н., профессор Котловский Ю.В.

Пособие для освоения  навыков  патофизиологической интерпретации данных инструментальных и лабораторных клинических исследований / Под ред. проф. В.П.Куликова и проф. С.Н.Шилова.- Красноярск, 2004. - с.

Настоящее пособие предназначено для освоения облигатных практических навыков  по курсу патофизиологии для студентов медицинских вузов всех факультетов. Пособие составлено в соответствии с программой по патофизиологии, утвержденной Министерством здравоохранения РФ (2002). Может быть также полезно при дистанционном изучении дисциплины, а также клиническим интернам и ординаторам.

П Р Е Д И С Л О В И Е

При составлении этого пособия мы исходили из разделения практических навыков на когнитивные и мануальные, облигатные и факультативные. Когнитивный  практический навык заключается в освоении алгоритма мыслительных аналитических операций, позволяющего провести патофизиологический анализ данных лабораторного или инструментального исследования  и сделать на этом основании стандартизованное заключение. Считаем, что овладение когнитивными навыками принципиально для врача. Однако это не исключает освоения и мануальных навыков, например, проведение эксперимента на животных. Облигатные навыки обязательны для освоения. Все они входят в перечень экзаменационных практических навыков по патофизиологии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов и оцениваются по критериям, приведенным ниже в таблице.

Наименование

Критерий освоения

1. Оценка нарушений иммунной системы.

Умение использовать алгоритм оценки иммунограммы для выявления нарушений фагоцитоза. Т и В – клеточного звена иммунитета.

2. Оценка нарушений углеводного обмена.

Знание комплекса показателей оценки состояния углеводного обмена и функциональных проб, применяемых для этой цели, а также алгоритма интерпретации их отклонений, оценки тяжести и развития сахарного диабета.

3. Оценка нарушений липидного обмена.

Знание маркеров состояния липидного обмена и атерогенности, умение использовать алгоритм выявления гиперлипидемий (дислипопротеинемий), предрасполагающих к атеросклерозу и ИБС.

4. Оценка нарушений белкового обмена.

Умение интерпретировать клинико-лабораторные данные содержания белков  (белковых фракций) в биологических жидкостях и выявлять типовые нарушения белкового состава крови.

5. Оценка нарушений кислотно-основного состояния крови.

Знание нормальных показателей КОС. Умение использовать алгоритм интерпретации их типовых изменений.

6. Оценка нарушений состояния системы крови:

6.1. красной крови

6.2. белой крови

   6.3. оценка нарушений системы гемостаза

Знание алгоритма анализа красной и белой крови, системы гемостаза (сосудисто-тромбоцитарного плазменного). Умение делать заключение о состоянии системы крови.

7. Электрокардиографическая оценка нарушений деятельности сердца.

Знание алгоритма ЭКГ. Умение выявить основные ЭКГ признаки нарушений сердечного ритма, гипертрофий и ишемических повреждений миокарда.

8.Оценка нарушений внешнего дыхания.

Знание основных показателей функции внешнего дыхания (статических и динамических). Умение использовать алгоритм оценки состояния внешнего дыхания по данным спироанализа 

9.Оценка нарушений секреторной функции желудка

Знания алгоритма анализа желудочного сока: оценка выраженности и типа желудочной секреции, оценка ферментообразующей функции.

10. Оценка нарушений функционального состояния печени и поджелудочной железы по результатам дуоденального зондирования и биохимического анализа крови.

Знание критериев интерпретации данных исследования содержимого 12-перстной кишки натощак и при стимуляции желчеобразования. Умение использовать алгоритм оценки лабораторных данных при дифференциальной диагностике желтух, энзимных тестов оценки холестаза и повреждения гепатоцитов. 

11.Оценка нарушений функционального состояния почек.

Знание алгоритма интерпретации общего анализа мочи, умение клиренсным методом выявить нарушения процессов мочеобразования (фильтрации, секреции, реабсорбции).

12.Оценка состояния центральной гемодинамики при патологии артериального давления.

Знание основных показателей гемодинамики и критериев оценки тяжести артериальной гипертензии. Умение использовать алгоритм выявления типовых нарушений гшемодинамики с расчетом сердечного индекса и ОПСС.

13.Оценка функционального состояния и травмы парадонта (для студентов стоматологического факультета).

Знание основных функциональных методов исследования пародонта и критериев его травмы.

Критерии оценки

«отлично»

верный ответ самостоятельно, с учетом критериев освоения навыков и способность без ошибки обосновать свой вывод.

«хорошо»

в принципе верный ответ с демонстрацией ключевых когнитивных алгоритмов, обоснование вывода после наводящих вопросов преподавателя.

«удовлетворительно»

первоначально ошибочный вывод исправлен после наводящих вопросов преподавателя.

«плохо»

неверный ответ и невозможность найти ошибки и их исправить.

I. ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

Современная оценка иммунной системы основывается на показателях иммунограммы. Чтобы сформулировать заключение по иммунограмме, необходимо знать функцию отдельных звеньев иммунной защиты, показатели иммунограммы здоровых лиц, последовательность (алгоритм) анализа звеньев иммунитета.

В лабораторном анализе (иммунограмме) обычно представлено 3 звена. Первое - фагоцитарное звено, которое включает количественный подсчет лейкоцитов (общий анализ крови), подсчет количества макрофагов. Кроме количественного подсчета, функция этих клеток оценивается общепринятым методом в НСТ-тесте. НСТ - нитросиний тетразолий - краситель со строго определенным размером частиц, которые поглощаются фагоцитами. Внутри клетки краситель восстанавливается и приобретает синий цвет. Синие гранулы хорошо видны под микроскопом и могут быть сосчитаны. В зависимости от активности ферментов поглощается различное количество

Похожие материалы

Информация о работе