Медицинское страхование в Японии

Страницы работы

Содержание работы

З.ЯПОНИЯ

Япония относится к странам, которые не только заимствовали основные принципы медицинского страхования системы Бисмарка, но значительно развили их, в связи с чем в настоящее время организация медицинской помощи в этой стране заслуживает пристального внимания. Ее начало относится к 1948 г., когда экономика Японии находилась в глубочайшем кризисе. В этот период и был принят Закон об охране жизни населения, основанный на принципах медицинского страхования. Первоначально медицинским страхованием были охвачены только служащие приоритетных отраслей. Ныне это общенациональная система как составляющая социального страхования с развитой инфраструктурой и отлаженным механизмом правовых и финансовых взаимоотношений между всеми субъектами страхования. Медицинским страхованием охвачено все население. Государство, выделяя 6,2% ВНП (1992 г.) на нужды здравоохранения, сосредоточило финансовые ресурсы на профилактических мероприятиях и финансировании медицинской помощи менее социально защищенным слоям населения, прежде всего престарелым людям.

Структура центральных административных органов медицинского страхования функционирует в рамках министерства здравоохранения и представлена организационно-методическим департаментом страхования как координирующим центром. Структура местных административных органов медицинского страхования находится при администрации префектур и включает отдел страхования и отдел национальных пенсий. На муниципальном уровне созданы управления по вопросам социального страхования, непосредственно работающие с населением в рамках государственного страхования.

В инфраструктуре медицинского страхования страхователи выступают на паритетных началах: работодатель и работник, который в зависимости от места службы застрахован в союзе страховщиков соответствующей отрасли либо в союзе государственного страхования по месту жительства, если относится к свободным профессиям. Ряд особых профессий выделен в самостоятельные страховые союзы. Вся информация о застрахованных сосредоточена в Центре медицинского страхования для пожизненного хранения на случай стихийных бедствий. Финансовым представителем и посредником страхового союза, где сосредоточены все финансы, формирующиеся либо только за счет взносов, либо с небольшой дотацией государства, являются фонды медицинского страхования. Их функции — проверка и разрешение на оплату счетов медицинских учреждений. Счета предъявляются по факту выполненных услуг.

В случае необходимости фонды обеспечивают оценку медицинских технологий путем привлечения врачей-экспертов из медицинской ассоциации. Эта система позволяет финансировать 90% расходов застрахованным через предоставление медицинских услуг и возмещение 60% по уходу за больными, пособия по родам и др. Часть средств союзами расходуется на профилактические мероприятия, в том числе на развитие физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни, реализуя принцип "помоги сам себе", но если наступила болезнь, реализуется принцип общественной солидарности.

Взаимоотношения в системе медицинского страхования жестко регулируются государством: цены на медицинские услуги, одинаковые независимо от ти па медицинского учреждения и уровня оказания медицинской помощи, пересматриваются 1 раз в 2 года и утверждаются министерством здравоохранения. Непосредственное оказание медицинской помощи базируется на свободном выборе врача и медицинского учреждения. Большое внимание отводится конкуренции медицинских учреждений, что является основой высокого качества медицинской помощи. Медицинские учреждения получают право (лицензию) на медицинскую деятельность у губернатора префектуры, что налагает на исполнительную власть высокую ответственность за организацию медицинской помощи. Законами о медицинских учреждениях и квалификации медицинских работников определены требования к деятельности последних. В системе охраны здоровья населения Японии профилактика заболеваний является ключевым моментом политики государства и реализуется через центры здоровья. Центры здоровья как опорные пункты охраны здоровья населения сыграли огромную роль в кардинальном улучшении организации здравоохранения, что нашло отражение в снижении детской смертности, увеличении средней продолжительности жизни, практической ликвидации туберкулеза. Основная функция центров здоровья — профилактическая работа, ориентированная на каждого человека, консультативная работа по здоровому образу жизни, лицензирование и выдача сертификатов аптекам, медицинским учреждениям, проведение медико-демографического мониторинга. Важным аспектом в деятельности центров здоровья является проведение профилактических осмотров с момента рождения и до 65 лет и старше, с целевой детализацией в зависимости от возраста.

В системе местного здравоохранения важным звеном являются санитарно-медицинские станции, которых в Японии 852 (1 станция на 150 тыс. человек). Их основное предназначение — это санитарное просвещение, специфическая профилактика, проведение профилактических осмотров и деятельность, связанная с мониторингом окружающей среды.

Служба гигиены существует как самостоятельный департамент.

Проблемы здравоохранения Японии связаны с ростом расходов на медицинское обслуживание, и прежде за счет возрастающей доли пожилых и престарелых людей в населении страны (12,6% населения страны — люди старше 65 лет). В 1991 г. 28,4% лечебных учреждений зафиксировали дефицит финансовых средств, из них 45,2% были государственными больницами, в том числе каждой четвертой психиатрической больнице не хватало средств, в 1992 г. число "дефицитных медицинских учреждений" увеличилось до 31%, из которых 58% были государственными.

По сравнению с другими развитыми странами в Японии значительно выше расходы на стационарную помощь, их величина прежде всего обусловлена длительным пребыванием больных в стационаре (средняя продолжительность пребывания в стационаре в 1991 г. составила 37,2 дня, в США таковая равнялась 9,2 дня). Это связано с недостаточно развитой системой дифференцирования стационарной помощи.

В настоящее время в Японии рассматривается вопрос о внесении изменений в медицинское обслуживание престарелых людей с разделением на социальную и медицинскую.

Таким образом, японская система в своей основе сильно отличается от моделей социального медицинского страхования европейских стран. Частное в своей основе здравоохранение и жесткое государственное регулирование на медицинские услуги. Высокие дорогостоящие медицинские технологии и отсутствие специализации стационаров по уровням, полная доступность для пациента без направления, ну и, наконец, непосредственное страхование большей части населения государственными и муниципальными органами (почти государственная система с целевыми налогами и экономическими отношениями) в сочетании с системой страховых обществ, имеющих значительные льготы.

Похожие материалы

Информация о работе