Решение конфликтной ситуации двух медсестер. Причины конфликта (по классификации Р.Л.Кричевского)

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Суть конфликта:

Больной А., лежащий в палате №1, относящейся к первому сестринскому посту около 18.00 обратился к постовой медсестре Б. с просьбой отпустить его на ночь домой в связи со сложившимися семейными обстоятельствами. Медсестра Б. отказала больному, сообщив ему, что для решения данного вопроса он должен был днем обратиться к своему лечащему врачу, а сейчас, когда врач уже ушел, ничего сделать нельзя. При этом она демонстрировала раздражение, отсутствие желания глубоко вникнуть в проблему. Больной не согласился с медсестрой, стал настаивать. Завязался спор, постепенно перешедший на повышенные тона. В этот момент в ситуацию вмешалась постовая медсестра В., дежурившая на сестринском посту №2. Медсестра В. в присутствии больного указала медсестре Б. на ее неправоту, что последняя восприняла как личное оскорбление. В результате между медсестрами завязался спор, в ходе которого каждая из них пыталась перекричать оппонентку. При это медсестра В. апеллировала к своему большему, чем у медсестры Б., опыту работы в данном лечебном учреждении, считая, что на этом основании последняя должна прислушаться к ее советам, и упоминая также, что к ним прислушиваются даже врачи. Для разрешения конфликта был приглашен дежурный врач, который, выслушав аргументацию больного, посчитал возможным отпустить его на ночь домой. С медсестрами была проведена беседа на утренней планерке.

Причины конфликта(по классификации Р.Л. Кричевского):

1.  Причины, порожденные трудовым процессом. В данной ситуации имел место перенос  проблем,  решение  которых  должно  идти  по  вертикали, на горизонтальный   уровень   отношений, т.е. для решения вопроса о возможности удовлетворения просьбы больного А. медсестра Б., должна была порекомендовать ему обратиться к дежурному врачу (учитывая, что больной не считал возможным отложить вопрос до прихода своего лечащего врача, настаивая на его решении). Кроме того, в данном случае имело место нарушение профессиональной этики со стороны обеих медсестер: медсестра Б. не должно была ввязываться в спор с больным, т.к. это противоречит основным положениям медицинской деонтологии, медсестры не должны были спорить между собой, тем более позволять спору переходить в деструктивное русло, и тем более делать это в присутствии больного.

2.  Причины,  вызываемые психологическимиособенностями человеческих взаимоотношений и коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива. Можно предположить, применяя классификацию типов медицинских сестер Гарди, что медсестра Б. относится к т.н. «нервному» типу (для него характерно постоянное утомление, раздражительность, нежелание принимать на себя дополнительные обязательства или ответственность), а медсестра В. к «артистическому» типу (для него характерно гипертрофированное чувство собственной незаменимости, важности, постоянное подчеркивание этого). Оба данных типа являются неблагоприятными с профессиональной точки зрения. Можно также предположить наличие у медсестры Б. профессиональной деформации личности в виде т.н. «синдрома эмоционального выгорания».

По классификации Линкольна – О’Донелла основные причины данного конфликта лежат в поведенческой сфере.

Выходом из сложившейся конфликтной ситуации в данном случае стало вмешательство руководителя; с межличностной точки зрения был достигнут вынужденный компромисс.

В целях предотвращения аналогичных конфликтных ситуаций может быть рекомендовано: 1) беседа с медсестрами с целью разъяснения и уточнения их должностных обязанностей, а также положений профессиональной этики; 2) психологическая работа с медсестрами, для медсестры Б. - посещение комнаты психологической разгрузки; 3) избегание совпадения дежурств медсестер Б. и В.


Список литературы

1.  Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.

2.  Немов Р.С. Психология: В 2-х т. – Т.2. – М.: Просвещение, 1994.

3.  Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000.

4.  Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004.

Похожие материалы

Информация о работе