Тема: Ксенобиотики и их роль в экологии человека.
Цель занятия:
1. Изучить основные этапы метаболизма ксенобиотиков в организме человека, их комбинированное действие с другими экологическими факторами.
2. Изучить главные биохимические механизмы адаптации и компенсации, нарушенных под влиянием ксенобиотиков функций организма.
Продолжительность занятия – 4 часа.
Задания:
Задание 1.
Изучите и запомните табл.1. Обратите внимание на свойства ксенобиотиков и организма, способствующие их проникновению в клетки.
Задание 2.
Изучите и зарисуйте схему транспорта ксенобиотиков в организме (рис.2.1.). Обратите внимание на различия в транспортировке Чужеродных соединений в зависимости от природы самого вещества, особенности комплексирования с другими соединениями.
Задание 3.
Зарисуйте схему распределения и депонирования ксенобиотиков в организме (рис.2.2.). Обратите внимание на особенности депонирования липидорастворимых и водорастворимых ксенобиотиков.
Таблица 1.
Путь поступления |
Что поступает |
Барьер |
Механизм проникновения |
Что влияет на проникновение |
1. Ингаляционный; при дыхании |
Пыль, туман, дым, парообразные вещества |
Липидная пленка, мукоидная пленка, слой протоплазмы альвеолярных клеток, базальные мембраны эпителия, базальные мембраны капилляров |
Размер частиц: 10 м в носовых ходах; до 10м - в верхних дыхательных путях, 1-2 м - в нижних дыхательных путях (легких). Плотность (чем меньше плотность, тем глубже проникновение) |
|
В том числе через верхние дыхательные пути |
Ацетон, эфиры, бензол |
Простая диффузия по градиенту концентрации |
Высокая растворимость в воде |
|
2.Алиментарный; с пищей и водой |
Эпителий, мембрана эпителия, базальная мембрана капилляра |
Валентность металла, концентрация вещества (высококонцентрированные кислоты и основания) |
||
В том числе в полости рта |
Водорастворимые соединения |
Диффузия через слизистую в кровь |
Характер растворимости: нерастворимые соли не всасываются, а переводятся в растворимые, при этом изменяется валентность металла, изменение рН; ферменты, метаболиты; целостность слизистой (Cu, Hg повреждают слизистую и уменьшают всасывание); степень ионизации, вещества кислой природы при рКа>3, щелочной при рКа<8; сильные кислоты и основания всасываются медленно |
|
В кишечнике |
Вещества близкие по структуре к природным соединениям |
Активный транспорт, пиноцитоз |
||
В верхнем отделе кишечника: в подвздошной кишке, в тощей кишке |
Растворимость соединений (щелочные металлы всасываются легко и полностью); способность к образованию комплексов (щелочноземельные образуют труднорастворимые комплексы с фосфатами, жирными кислотами, белками и гидроокиси) |
|||
3. Транскутанный (через кожу) |
Вещества растворимые в жирах и липидах (анилин, паратион, гала-генозамещенные углеводороды) |
эпидермис |
Диффузия через эпидермис (липидорастворимые вещества), волосяные фолликулы (водорастворимые вещества) |
Распределение в системе «масло-вода». |
Примечание: рКа - отрицательный логарифм константы ионизации.
2.1. Транспорт ксенобиотиков в организме.
КСЕНОБИОТИКИ |
|||||
Органические соединения в виде соединений с альбумином (ионные, водородные, вандерваальсовские связи) |
Неэлектролиты |
Электролиты (соединения металлов) |
|||
растворимые вплазме крови |
щелочные в виде ионов(активный транспорт) |
нещелочные |
|||
в эритроцитах |
в виде комплексов с белками через: NH2 СОО |
||||
сорбции на молекуле Нв |
|||||
В неионизированном состоянии: легко проникают через мембраны (диффузия в кровь, через гематоэнцефалический и плацентарный барьеры) |
Имизадольные, изамидиновые и др. группы, в том числе: Fe-c В-глобулином ферритином; Сu-в крови с альбумином; в печени с церулоплазмином; Мn-с В-глобулином трансмангатдином; Со-с альбуминами и глобулинами; Ni-c глобулинами (никелеплазмин-80%) As-c эритроцитами; Pb-с эритроцитами (диффузия через гематоэнцефалический и плацентарный барьеры.) |
||||
В виде комплексов с аминокислотами: |
|||||
Через SH-группу (Hg, Pb, Co, Cd) |
через СООН-группу (Cu; Ni, Zn) |
||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.