Комитет Образования и науки муниципального образования г.Нягань, ХМАО
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Нягань, ХМАО
«Центр развития ребёнка – детский сад № 5 Буровичок»
Кафедра дошкольного образования ИПК ПРО г.Ульяновск
Дакиева Ю.В., Сидорчук Т.А.
Модифицированная программа
для работы с детьми 5-6 лет
«Учимся решать проблемы»
Дакиева Ю.В., Сидорчук Т.А. «Учимся решать проблемы». Модифицированная программа для работы с детьми 5-6 лет – ООО «Вектор – С», Ульяновск, 2012 – 74 c.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………….4
Цель, задачи и учебно-тематический план……………………...………………..5
Последовательность реализации Программы……………………………………9
Примерная сетка планирования работы по решению проблемных ситуаций с детьми 5 – 6 лет………………………. 14
Технологические карты решений проблемных ситуаций….………………......20
Приложение 1.
Диагностический комплекс «Определение уровня способности детей 5 – 7 лет к работе с проблемными ситуациями»……………………….. 65
Приложение 2.
Общие подходы в работе с проблемами……………………………………….. 67
Список литературы …………………………………………………………… 72
Пояснительная записка
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. 23 ноября 2009 года вышел Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Приказ устанавливает требования к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. В нем также описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения образовательной программы. Одним из этих качеств является – способность ребенка решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами возможно в любых предметных областях. Навыки работы с проблемами являются интегративными, межпредметными показателями уровня развития ребенка.
Ребёнок постепенно готовится к решению различного рода проблем, которые поставит перед ним жизнь, наполненная противоречиями и проблемами. Для этого нужно освоить определённый образ мышления (диалектическое мышление). Чтобы научиться работать с проблемами самостоятельно, необходимо научить ребёнка видеть каждый отдельный элемент окружающего мира в единой структуре; он должен научиться находить противоположности в объектах и явлениях, стать чувствительным к противоречиям, владеть умениями их формулировать и разрешать. Обучение способам работы с проблемными ситуациями ведёт к появлению умений организации собственной творческой деятельности.
Дошкольный возраст уникален, и важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Работая в рамках индивидуальной экспериментальной программы по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста решать проблемные ситуации», мы столкнулись с тем, что в традиционной системе дошкольного образования нет методики, которая позволяла бы учить дошкольников решать проблемные ситуации. Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемое сегодня ТРИЗ – педагогикой. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер) и аксиомы общей теории сильного мышления (ОТСМ – Н.Н.Хоменко) легли в основу Программы по обучению дошкольников умениям решать проблемы. Данная Программа может быть реализована и с детьми 6-7 лет с учетом усложнения проблемных ситуаций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.