Паспорт проекта с детьми 5-7 лет на тему: «По следам древности», страница 3

(Организуется выставка детских работ, выполненная совместно с родителями.)

План-конспект занятия для детей подготовительной группы на тему:

«Древний человек, современный человек и человек будущего».

(Составление рассказа по картинкам с помощью  системного оператора)

Цель: Учить самостоятельно выстраивать линию развития человека, замечать изменения рукотворных объектов в зависимости от времени их создания.

Оборудование: Карточки с предметами быта разного времени, картинки для составления рассказа.

Предварительная работа: Чтение рассказов о жизни пещерных людей и рассказов фантастического содержания о жизни человека в будущем. Повторить основные составляющие системного оператора. Закрепить умение детей представлять, как будет выглядеть какой- либо предмет в будущем.

Ход занятия:

1. Игра  «Найди свою команду».

В.: - Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Карточки помогут вам разделиться на команды. А перед дорогой – разминка. Я читаю предложение, а вы должны угадать, о каком времени говорится, и показать подходящую картинку. (Даются предложения о разном времени: древнем, современном, будущем.)

2.Основная часть.

В.: - Посмотрите на наш экран и скажите мне, из каких ячеек он состоит?

Д.: - Из прошлого, настоящего, будущего.

В.: - Правильно. В прошлое отправляется и готовит рассказ команда «Древние», в настоящее – «Современники», а в будущее – «Пришельцы».Давайте вспомним, что нам нужно для составления рассказа?

Д.: - План.

В.: - Верно. Будем работать по следующему плану:

1.Как выглядит человек выбранного времени.

2.Назвать его предметы быта и действия с ними.

3.Описать жилище.

Рассказ команды «Древние»:

Наши древнейшие предки были существами, подобными обезьянам и гораздо меньше нас ростом. Прошло много времени, и эти люди стали ходить прямо и объясняться друг с другом. Они питались растениями, ягодами и сырым мясом животных, а их первые орудия были сделаны из заострённых камней. Эти люди жили в пещерах, ведь это лучшее укрытие от плохой погоды и диких животных. Они научились пользоваться огнём, чтобы готовить пищу и обогреться.

Древние люди делали посуду из камня, дерева, глины, твёрдой кожуры орехов, сушёных тыкв и рогов животных.

А ещё древний человек мог определять время по солнцу. Для этого он втыкал в землю палку и глядел на то, как движется её тень вместе с солнцем. Это были первые солнечные часы, но такие часы показывают время только в солнечную погоду.

Одежду древние люди изготавливали из шкур животных, сшивая её иголками, сделанными из кости.

Рассказ команды «Современники»:

Современный человек красивый, высокий, ухоженный.  Он живёт  в  благоустроенных квартирах, которые обставлены современной мебелью и бытовой техникой.

Современный человек при употреблении пищи умело пользуется ложкой,  вилкой, ножом. Эти предметы изготовлены из разных современных материалов. Еду он готовит на газовой или электрической плите.

Современный человек носит красивую, удобную одежду и обувь, которая сшита из натуральных и искусственных тканей. Одежда соответствует каждому времени года.

Современные технологии заставили человека изобрести телевидение, радио, компьютеры, сотовые телефоны, космические корабли, самолёты, машины, поезда, пароходы и многое другое, без которых жизнь человека невозможна.

Рассказ команды «Пришельцы»:

Человек будущего не намного будет отличаться от современного человека. Просто он будет немного выше и стройнее.

Будущий человек будет жить в летающем доме или в доме на колёсах. Такой дом будет у каждого, тогда машины будут ему не нужны. Стулья тоже будут летать, сбоку у них будет кнопка. Нажмёшь на неё, и стул поедет из одной комнаты в другую. Компьютер и сотовый телефон будут находиться прямо в часах. Очки будут с меняющимися стёклами, которые будут выдавать различную информацию обо всём. Утюг будет маленький, складной. Его можно будет носить в кармане. Книги будут говорящими, откроешь её – она заговорит.

Еда будет как у космонавтов, в тюбиках. Выдавил – и поел. 

Одежда и обувь будущего человека будет сшита из специальных  материалов: дерева, пластмассы, резины, бумаги, стекла.

3.Рефлексия:

В.: - Ребята, а что помогает предполагать, как будут жить люди в будущем?

Дети пришли к выводу, что объекты, изобретённые человеком, будут лучше, «умнее» и делать сами то, что нужно человеку.