Казакова З. К.
Проект для детей 4-5 лет
«Свойства и качества материалов»
ПРОБЛЕМА:
Дети под понятием «материал» подразумевают лишь ткань. Хотя из таких материалов как пластмасса, стекло, дерево, бумага изготовлено большинство объектов рукотворного мира, окружающих нас. Дети не знают о свойствах этих материалов, особенностей обращения с ними, не знают их целевого назначения и функций изготовленных из них предметов.
ЦЕЛЬ:
Формировать у детей представления о таких материалах рукотворного мира, как бумага, пластмасса, дерево, стекло.
ЗАДАЧИ:
1. Научить детей определять признаки материалов, их свойства и качества; классифицировать предметы рукотворного мира по материалу.
2. Познакомить детей с целевым назначением предметов рукотворного мира в зависимости от свойств и качеств материала из которого они изготовлены.
3. Составить с детьми правила обращения с предметами, в зависимости от материала из которого они изготовлены.
4. Организовать деятельность детей по созданию коллекции «Разнообразие бумаги».
5. Расширять и активизировать словарь детей характеристиками признаков материалов рукотворного мира.
6. Развивать социальные навыки детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Сбор материалов для копилки проекта.
2. Познавательные занятия на темы:
· «История открытия стекла»
· «Изготовление бумаги»
· «Превращение дерева в строительный материал»
· «Возникновение пластмассы»
3. Отгадывание загадок и чтение художественной литературы о разных материалах и объектах рукотворного мира изготовленных из них.
4. Художественно-творческая деятельность:
· изготовление детьми бумажных фонариков на елку;
· изготовление из картона шапочек «заячьи ушки».
5. Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин» («Мебель», «Игрушки», «Посуда», «Канцелярские товары»)
6. Организация дидактической игры «Моя квартира».
7. Проведение опытов:
· «Тонет – не тонет»
· «Бьется – не бьется»
· «Что видно через стекло (прозрачное, матовое, цветное)»
· «Мнется – не мнется»
8. Организация выставки объектов рукотворного мира из бумаги, пластмассы, дерева, стекла.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I этап – КОПИЛКА
v объекты рукотворного мира (из бумаги, дерева, пластмассы, стекла);
v иллюстрации разных объектов рукотворного мира (из бумаги, дерева, пластмассы, стекла);
v художественное слово о материалах и объектах рукотворного мира (стихи, загадки, поговорки, рассказы и т.п.).
II этап – СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ
Алгоритм создания картотеки
Объекты рукотворного мира из бумаги
Объекты рукотворного мира из дерева
Объекты рукотворного мира из пластмассы
Объекты рукотворного мира из стекла
III этап – МОДЕЛЬ
На основании полученных знаний, совместно с детьми была разработана «Модель рукотворных материалов»
IV этап – ПРОДУКТ
Продуктом данного проекта является выставка объектов рукотворного мира из различных материалов: «Пластмассовое царство», «Стеклянное королевство», «Деревянное чудо», «Бумажная страна».
V этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
Приглашены дети группы № 11.
Рассказывают дети – участники проекта:
– На свете много материалов: пластмасса, стекло, дерево, бумага. Мы собрали копилку предметов из этих материалов, затем распределили их по коробкам – создали картотеку по материалам. А сегодня мы представляем вам их выставку.
Гости дорогие, проходите, пожалуйста, на нашу выставку.
Дети группы и гости подходят к столу с предметами из пластмассы.
– Это выставка «Пластмассовое царство».
Дети рассказывают о признаках пластмассы и читают стихи:
Пластмассовые зайчики,
Собачки и слоны,
Машины и лягушки –
Хорошие игрушки.
Дети группы и гости подходят к столу с предметами из стекла.
– Это «Стеклянное королевство».
Дети рассказывают о признаках стекла и читают стихи:
* * *
Через стекло все видно:
И речку, и луга,
Деревья и машины,
Людей, собак, дома.
* * *
С зайкою стеклянным
Я играть люблю.
Я знаю, что он хрупкий,
Его не уроню.
Загадка
Хрупкое, прозрачное,
Твердое на вид.
От ветра он закроет,
От стужи утеплит. (Стекло)
Дети группы и гости подходят к столу с предметами из дерева.
– Это выставка «Деревянное чудо».
Дети рассказывают о признаках дерева и читают стихи:
Шкатулка деревянная
На тумбочке стоит.
Мамочка любимая
Колечки в ней хранит.
Деревянный сундучок
Так красив и ярок.
Папа часто из него
Достает подарок.
* * *
Висит дощечка расписная,
Она помощница, мы знаем:
Нам овощи нарезать помогла,
Вот для чего она нужна.
Дети группы и гости подходят к столу с предметами из бумаги.
– Это выставка «Бумажная страна».
Дети рассказывают о признаках бумаги и читают стихи:
* * *
Бумажные бабочки,
Бумажные слоны,
Зайчики и елочки,
Детям так нужны!
Бумажные кораблики
Люблю пускать я сам.
Бумажные кораблики
Плывут по ручейкам.
Песня «Бумажная страна»
(муз. И. Николаева)
Есть за морями, за горами
Бумажная страна.
Там из бумаги улицы и стены
Мебель и все дома.
Жители носят из бумаги
Шляпы и зонтики.
Миром бумажным управляют
Бумажные взрослые.
Припев: Бумажная страна,
Бумажная страна.
Мы вам расскажем,
Мы вам покажем
Вот она, вот она!
(Дети показывают на «Бумажную страну»)
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА
Знакомство детей с другими материалами рукотворного мира, такими как ткань, металл, резина, полиэтилен.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.