Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики. Вальдорфская педагогика и кэмпиллское движение. Педагогика Штайнера

Фрагмент текста работы

ЛЕКЦИЯ № 2

«Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики»

ПЛАН:

  1. Структура современной российской системы специального образования;
  2. Современные требования к системе специального образования;
  3. Общемировые тенденции развития специального образования на современном этапе. Опыт интегрированного обучения за рубежом;

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов, М.,1991.
  2. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Составитель Л.М. Щипицына, Спб., 1997.
  3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии.

1. Структура современной российской системы специального образования

Специальное образование - это обучение и воспитание детей с проблемами в развитии, направленное на раскрытие их индивидуальных особенностей, возможностей для достижения наиболее полной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в обществе.

Сегрегация - отделение, изоляция специального образования от системы общего образования.

Современная российская система спец. образования построена именно на принципах строгой сегрегации: происходит дифференциация детей по типу дефекта и отделение их друг от друга и от остальных детей. Данная система имеет вертикальную и горизонтальную структуру.

Вертикальная структура:

  1. период раннего младенчества (0 - Зг.),
  2. дошкольный период (3-7 л,),
  3. период обязательного обучения (7 - 16 л.),
  4. период среднего образования и профессиональной подготовки (15-18,20 л.),
  5. период обучения взрослых инвалидов.

Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер


Структура системы специального образования РФ

Период

обучения

взрослых

Вузы для инвалидов,

специальные техникумы,

сменные школы

Спецгруппы в массовых вузах, спецгруппы в массовых техникумах

Р

Е

А

Б

И

Л

И

Т

А

Ц

И О Н Н Ы Е Ц Е Н Т Р Ы

Период среднего

образования и

начальной профессиональной подготовки

(15-18-21 год)

специальные

средние школы

специальные

производственные мастерские

специальные

профессиональные училища

Период

обязательного

обучения

(7-16 лет)

спец.

(корр.)

общеобраз.

школы

8 типов

корр. классы

в общеобраз.

массовой

школе

инд.обучение

в общеобраз.

учреждении

или на дому

обучение

в стационаре

лечебного

учреждения

спец. уч.-восп.

учреждения

для детей и

подростков

с девиантным

поведением

спец. (корр.)

школы -интернаты

и детские

дома

Дошкольный период (3-7 лет)

спец. дошкол. образ, учреждения

спецгруппы в массовых ДОУ

дошкольные группы при специальных школах

коррекционные детские дома

Период раннего

младенчества

(0-3 лет)

домашнее воспитание

дом ребенка


нарушения. Для детей с различными проблемами в развитии сегодня существуют:

I. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии, их 8 видов:

1.  для глухих детей,

2.  для слабослышащих,

3.  для слепых,

4.  для слабовидящих,

5.  для детей с речевой патологией,

6.  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

7.  для детей с ЗПР,

8.   для умственно отсталых детей.

II. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (могут быть открытого и закрытого типа):

  1. специальные образовательные школы,
  2. специальные профессиональные училища,
  3. специальные школы и профессиональные училища для детей и подростков с ЗПР и легкими формами умственной отсталости, совершавших общественно опасные деяния.

III. Специальные школы - интернаты и специальные детские дома для детей - сирот и детей, оставшихся без родителей.

В последнее время появился новый структурный элемент - разнообразные реабилитационные центры и другие учреждения, ставящие своей целью не только постановку диагноза, но и составление индивидуальных программ коррекции развития, социализацию ребенка. Это такие учреждения, как:

  1. реабилитационные центры,
  2. приюты временного пребывания,
  3. центры психолого-педагогической помощи семье и детям,
  4. центры социальной реабилитации детей и подростков.

Сейчас в нашей стране - период создание концептуальных основ интегрированного обучения.

Интегрированное обучение - это совместное обучение лиц, имеющих психические и физические недостатки и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов, при участие педагогов-специалистов.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I - VIII видов

Специальное ( коррекционное) образовательное учреждение I вида.

Данное учреждение создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения

Похожие материалы

Информация о работе