ЛЕКЦИЯ № 2
«Сегрегация и интеграция: два пути развития современной специальной педагогики»
ПЛАН:
ЛИТЕРАТУРА:
1. Структура современной российской системы специального образования
Специальное образование - это обучение и воспитание детей с проблемами в развитии, направленное на раскрытие их индивидуальных особенностей, возможностей для достижения наиболее полной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в обществе.
Сегрегация - отделение, изоляция специального образования от системы общего образования.
Современная российская система спец. образования построена именно на принципах строгой сегрегации: происходит дифференциация детей по типу дефекта и отделение их друг от друга и от остальных детей. Данная система имеет вертикальную и горизонтальную структуру.
Вертикальная структура:
Горизонтальная структура учитывает психофизическое развитие ребенка, особенности его познавательной деятельности и характер
Структура системы специального образования РФ
Период обучения взрослых |
Вузы для инвалидов, специальные техникумы, сменные школы |
Спецгруппы в массовых вузах, спецгруппы в массовых техникумах |
Р Е А Б И Л И Т А Ц И О Н Н Ы Е Ц Е Н Т Р Ы |
|||||||
Период среднего образования и начальной профессиональной подготовки (15-18-21 год) |
специальные средние школы |
специальные производственные мастерские |
специальные профессиональные училища |
|||||||
Период обязательного обучения (7-16 лет) |
спец. (корр.) общеобраз. школы 8 типов |
корр. классы в общеобраз. массовой школе |
инд.обучение в общеобраз. учреждении или на дому |
обучение в стационаре лечебного учреждения |
спец. уч.-восп. учреждения для детей и подростков с девиантным поведением |
спец. (корр.) школы -интернаты и детские дома |
||||
Дошкольный период (3-7 лет) |
спец. дошкол. образ, учреждения |
спецгруппы в массовых ДОУ |
дошкольные группы при специальных школах |
коррекционные детские дома |
||||||
Период раннего младенчества (0-3 лет) |
домашнее воспитание |
дом ребенка |
||||||||
нарушения. Для детей с различными проблемами в развитии сегодня существуют:
I. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии, их 8 видов:
1. для глухих детей,
2. для слабослышащих,
3. для слепых,
4. для слабовидящих,
5. для детей с речевой патологией,
6. для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,
7. для детей с ЗПР,
8. для умственно отсталых детей.
II. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (могут быть открытого и закрытого типа):
III. Специальные школы - интернаты и специальные детские дома для детей - сирот и детей, оставшихся без родителей.
В последнее время появился новый структурный элемент - разнообразные реабилитационные центры и другие учреждения, ставящие своей целью не только постановку диагноза, но и составление индивидуальных программ коррекции развития, социализацию ребенка. Это такие учреждения, как:
Сейчас в нашей стране - период создание концептуальных основ интегрированного обучения.
Интегрированное обучение - это совместное обучение лиц, имеющих психические и физические недостатки и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов, при участие педагогов-специалистов.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения I - VIII видов
Специальное ( коррекционное) образовательное учреждение I вида.
Данное учреждение создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.