Социальная история в современной историографии: Курс лекций (Лекции 1-14: Социальная история и социология: дискуссии середины ХХ века. Есть ли у социальной истории будущее?)

Страницы работы

112 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Л.П. Репина

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В  ИСТОРИОГРАФИИ

ХХ  СТОЛЕТИЯ

ИНСТИТУТ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Л.П.Репина

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В  СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Курс лекций

Москва 2001

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже двух веков и тысячелетий историческая наука переживает весьма противоречивый и болезненный период, связанный как с накопившимися проблемами ее внутреннего развития, так и с общими процессами в интеллектуальной сфере и – еще шире – с ломкой культурной парадигмы, которая вызвала пересмотр эпистемологических основ гуманитарного знания.

Смена исследовательских ориентаций историографии происходит параллельно с интенсивным переосмыслением самого идеала научности и с резким падением престижа “социально-научной” истории. Историографическая ситуация последнего десятилетия неизменно характеризуется как кризисная, а направление социальной истории как практически полностью себя исчерпавшее. Однако критический анализ представительного корпуса конкретных работ в обширном исследовательском пространстве социальной истории позволяет глубже осмыслить текущие тенденции исторической науки и сосредоточить внимание на наиболее плодотворных из намечающихся сегодня перспектив.

Настоящий спецкурс посвящен анализу социальной истории как одного из направлений современной историографии и как ведущей исторической дисциплины, ее интеллектуальных традиций, внутренних противоречий, последовательных трансформаций, нерешенных проблем и открывающихся перспектив. В нем рассматривается смена парадигм социальной истории на всем протяжении эволюции этой сферы исторического знания. В связи с центральным предметом ставятся и более общие теоретико-методологические вопросы, выявляются сущностные черты и различные тенденции историографического процесса, эпистемологические сдвиги, а также изменения в проблематике и структуре исторической науки XX века.

Изучение трансформаций социальной истории опирается на выявление качественных изменений в самом понятии социального, влекущих за собой переопределение ее предмета, перестройку проблематики, обновление методов, наконец, переоценку ее статуса как исторической дисциплины. В спецкурсе рассматриваются взаимоотношения социальной истории с социологией и антропологией, дискуссии 1970-х – начала 1980-х годов о предмете и методах социальной истории, о ее месте в структуре “новой исторической науки”, прослеживаются интегративные тенденции, проявившиеся в середине 1980-х годов, анализируются напряженные поиски и альтернативные модели “нового исторического синтеза”, обсуждается проблема кризиса социальной истории в связи с ломкой общекультурной парадигмы, оцениваются перспективы “новых путей” социальной истории в 1990-е годы, программы синтеза макро– и микроподходов, обсуждаются

Похожие материалы

Информация о работе