Учебная программа дисциплины «Проблемы гуманизма и культуры Возрождения» (Пояснительная записка. Вопросы к зачету)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Учебная программа Пояснительная записка

Дисциплина «Проблемы гуманизма и культуры Возрождения» призвана расширить и углубить знания студентов по одной из важнейших проблем истории нового времени, способствовать выработке навыков проведения факультативных занятий в средних образовательных учреждениях. Формы проведения занятий: лекции и семинары. Как правило, ряд вопросов на семинарах рассматривается в форме обсуждения докладов студентов, с учетом их интересов.

Под культурой понимается «духовная жизнь общества, выражающая сущностные (творческие) силы человека и детерминированная в своих основных характеристиках условиями материальной жизни и социальных отношений, но, вместе с тем, и оказывающая на них обратное влияние» (Л.Е. Кертман).

В процессе работы семинара будет уделено значительное внимание мировоззренческим основам культуры, охарактеризованы основные ее виды и направления развития, показаны главные тенденции и взаимосвязь разных этапов историко-культурного развития и, таким образом, студент сможет почерпнуть из него определенную систему знаний по истории культуры нового времени, а кроме того, и представление о ряде дискуссионных вопросов, о путях развития культурологической мысли в отечественной науке и некоторые сведения о процессах, происходящих в современной зарубежной культурологии.

Предлагая вниманию студентов данный спецсеминар, преподаватель надеется, что его материалы послужат будущему учителю истории своеобразным фундаментом для организации изучения отдельных вопросов и целых тем по истории художественной культуры Западной Европы нового времени.

Европейская культура эпохи Просвещения.

Классицизм как культурный стиль. Драматургия классицизма. Ж.Б. Мольер. П. Корнель. Просветительские романы и пьесы. Творчество Д. Дефо, Д. Свифта, П. Бомарше, Ф. Шиллера. И.В. Гете.

Искусство XVIII в. Рококо как культурная проблема. Ф. Буше. Ж.А. Гудон. Ж.Л. Давид. Венская классическая школа в музыке. В.А. Моцарт.

Культура первой половины XIX в.

Особенности развития европейской культуры XIX в. Романтизм и реализм. Д. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне. Ч. Диккенс. А. Дюма. Э. Делакруа, О. Домье. Ф. Гойя. Г. Курбе.

Культура европейских стран в последней трети XIX- начале XX с.

Условия развития культуры. Развитие науки и техники: успехи, достижения, проблемы.

Кризис материалистической модели мира. Развитие общественной мысли.

Литература: критический реализм и декаданс.

Архитектура. Модерн.

Живопись. Импрессионизм в Европе. Модерн в зарубежной живописи. Э. Мане. К. Моне. О. Ренуар. Ф. Писарро.

Литература:

Алпатов М.Б. Всеобщая история искусств. М., Л., 1948 - 1949. Т. 1-2.

Алпатов М.Б. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963.

Всеобщая история архитектуры. М., 1958 - 1962. Т. 1 - 5.

Всеобщая история искусств. М., 1960 - 1966. Т. I - IV.

История искусства зарубежных стран. М., 1963 - 1964. Т. 1 — 3.

Прус И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., Дрезден, 1974.

Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971.

Ротенберг Е.И. Голландское искусство XVII века. М., 1972.

Каптерёва Т.П., Быков В. Искусство Франции XVII в. М., 1969.

Бенуа А.Н. История живописи все времен и народов. СПб., 1914. Т. 4.

Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.

Золотев Ю.Н. Французский портрет XVIII века. М., 1968.

Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Кроль А.Е. Английская живопись XVI - XIX вв. в Эрмитаже. Л., 1961.

Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусства конца XVIII - XX веков. Л.,

1990.

Калитина Н.Н. Французский портрет XIX века. Л., 1985.

Кантор A.M. Изобразительное искусство XX века. М., 1973.

Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX в. Л., 1981.

Ревальд Дж. История импрессионизма (любое издание).

Иконников А.В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М., 1972.

Васильева Л.Ю. и др. Мировая художественная культура. М., 1997.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

Гомбрих Э. История искусств. М., 1998.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II. (Страны Западной Европы XVII и

XVIII вв.). М., 1991.

Западноевропейское искусство второй половины XIX в. М., 1975.

Искусство в истории человека. М., 1993.

История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1998.

Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901 - 1945. М., 1991.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве

XVII - XVIII веков. / Под ред. В.И. Раздольской. М., 1988.

Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990.

Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М., 1991.

Баткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения. // Проблемы

итальянской истории. М., 1975.

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

Сказкин С.Г. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма// Избранные

труды по истории. М., 1973.

Хлодовский А.Р. Франческо Петрарка: поэзия гуманизма. М., 1974.

Хоментовская А.И. Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. М. - Л., 1974

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.  Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения.

2.  Итальянский город как центр формирования культуры Возрождения.

3.  Ранний гуманизм.

4.  Зарождение гуманизма и Ренессансной литературы.

5.  Ф. Петрарка и Дж. Бокаччо, Колоччо Салютати.

6.  Гражданский гуманизм. Этническая концепция Лоренцо Валла.

7.  Гуманистическая концепция человека Леона Батиста Альберти.

8.  Деятельность платоновской академии.

9.  Какие научные открытия XVII в. явились основой для утверждения нового мировоззрения.

10.  Почему мировоззрение XVII в. было в основном механистическим.

11.  как изменилось понимание роли и места человека в XVII в.

12.  Чем объясняется сложность и многообразие художественной культуры XVII в.

13.  перечислить основные черты искусства XVII в. дать им краткую характеристику.

14.  Перечислить основные черты борокко и дать им краткую характеристику.

15.  В чем своеобразие борокко и его отличие от искусства Возрождения.

16.  Охарактеризовать основные особенности проявления борокко в скульптуре. архитектуре и живописи.

17.  Перечислить основные эстетические ценности классицизма и дать им краткую характеристику.

18.  Показать, как традиции античности и возрождения отражаются в конкретных произведениях классицизма.

19.  Какие культурные начала предшествующих эпох лежат в основе просвещения.

20.  Какова была отличительная черта людей науки в век Просвещения

Похожие материалы

Информация о работе