Тип урока: комбинированный
Класс: 10 класс городской общеобразовательной школы.
Основные понятия темы:
- изобретательская деятельность;
- изобретатель;
- изобретение;
- открытие.
Оборудование: Доска, мел, учебник под ред. Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» 10-11 кл.
Целевые установки:
образовательная: обеспечить усвоение учащимися того, что изобретательская деятельность является высшим проявлением творчества в трудовой деятельности. Так же ученики должны знать, как происходит изобретение нового, каким образом человек приходит к решению технической задачи, как стать изобретателем, какие качества ему присущи, что движет им в изобретательской деятельности. Усвоить значение понятий «изобретение» и «открытие», различать их. Усвоить основные этапы изобретательской деятельности, а так же его неоценимое значение в жизни человека.
воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к умственному труду, к труду изобретателя. Сформировать понимание неоценимого значения и пользы изобретений для человека.
развивающая: продолжить работу по формированию умения слушать учителя, анализировать новый материал, усвоить значение понятий «изобретение» и «открытие», различать их, уметь выделять главное из большого объема информации, умение решать изобретательские задачи и т. о. развивать логическое мышление и ассоциативное мышление.
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО
Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого
Кафедра: Новой и новейшей истории
Методическая разработка урока
на тему:
«Изобретательская деятельность»
по курсу «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова в 10-11 классе
Выполнил:
студент исторического факультета, группы 4 «В»
Воробьев Михаил Александрович
Проверила: доц. кафедры новой и новейшей истории Василенко И.Т.
Тула - 2006
Психолого–методическое обоснование урока
на тему:
«Изобретательская деятельность»
по курсу «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова в 10-11 классе, разработанного студентом исторического факультета, группы 4 «В»
Воробьевым Михаилом Александровичем.
Урок "Изобретательская деятельность" является составной частью курса "Человек и общество", разработанного научной группой Л.Н.Боголюбова для 10-11 класса средней школы. Он также является логическим продолжением курса "Введение в обществознание", разработанного теми же авторами для 8-9 классов основной общеобразовательной школы. На данном уроке должны были решаться задачи как урока, так и курса в целом, например, такие как формирование умения воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, выделение главной информации, других общеучебных навыков.
I. При подготовке к уроку учитывались следующие факторы:
1) половозрастной состав класса: примерно равное количество мальчиков (12) и девочек (15) , подростковый возраст, потребность в самоутверждении;
2) наличие в классе сплоченного коллектива;
3) наличие интереса к учебной деятельности, высокая успеваемость по другим предметам;
II. Обоснование корректировки содержания урока:
1. С учетом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке помимо овладения определенным учебным содержанием темы, была попытка формирования опыта осуществления известных способов деятельности – умение анализировать информацию, содержащуюся в устном изложении учителя (элементы дискуссии).
2. Опираясь на возрастные особенности учащихся в ходе изучения нового материала развитие познавательных умений (умение соотносить личный опыт с новым учебным материалом, умение решать изобретательские задачи) планируется осуществлять с помощью воспроизводящего метода с преобразующим элементом, по мере повышения качества знаний, умений и навыков – с помощью частично-поискового метода.
III. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока был выбран тип комбинированного.
Опираясь на требования к современному уроку, ход урока был запланирован следующим образом:
1. Организационный момент (1-2 мин) является обязательным на уроке, т.к. это время, при правильном поведении, отводится на настраивание класса на эффективную и продуктивную совместную работу.
2.Затем ученикам предлагалось выполнить практическое задание по решению задач в группах. Для этого класс был поделен на три, приблизительно равные, группы. Ученики получили задание решить изобретательские задачи в конце параграфа 17 учебника. Время на выполнение 15 мин. Обязательным этапом организации практической части урока является задание на осмысление собственной деятельности. Учащиеся должны были ответить на следующие вопросы:
-Что делала группа?
-Что способствовало успешной работе?
-Что мешало успешной работе?
По окончании работы следовало общее обсуждение результатов выполнения задач. При обсуждении итогов проделанной работы важно подвести учеников к пониманию того, что им пришлось решать, по сути дела, изобретательские задачи, по алгоритму ничем не отличающимся от деятельности изобретателя.
3.Опираясь на практический и эмоциональный опыт, полученный школьниками в первой части урока, учитель начинает объяснение содержания материала, по следующему плану:
1. Как делают изобретения?
2. Можно ли научиться изобретательству?
3. Как заставить знания работать?
При объяснении применялся словесный метод обучения. На протяжении урока учащиеся работали с терминами «изобретательская деятельность», «изобретатель», «изобретение», «открытие». В ходе урока учащиеся класса вовлекались в учебную дискуссию, отвечали на вопросы учителя, высказывали свое мнение, рассуждали.
5. В конце урока учитель подводит итог, дает домашнее задание и прощается с учениками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.