Методическая разработка урока на тему: «Изобретательская деятельность» по курсу «Человек и общество», страница 2

Тип урока: комбинированный

Класс: 10 класс городской общеобразовательной школы.

Основные понятия темы:

- изобретательская деятельность;

- изобретатель;

- изобретение;

- открытие.

Оборудование: Доска, мел, учебник под ред. Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» 10-11 кл.

Целевые установки:

образовательная: обеспечить усвоение учащимися того, что изобретательская деятельность является высшим проявлением творчества в трудовой деятельности. Так же ученики должны знать, как происходит изобретение нового, каким образом человек приходит к решению технической задачи, как стать изобретателем, какие качества ему присущи, что движет им в изобретательской деятельности. Усвоить значение  понятий «изобретение» и «открытие», различать их. Усвоить основные этапы изобретательской деятельности, а так же его неоценимое значение в жизни человека.

воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к умственному труду, к труду изобретателя. Сформировать понимание неоценимого значения и пользы изобретений для человека.

развивающая: продолжить работу по формированию умения слушать учителя, анализировать новый материал, усвоить значение  понятий «изобретение» и «открытие», различать их, уметь выделять главное из большого объема информации, умение решать изобретательские задачи и т. о. развивать логическое мышление и ассоциативное мышление.

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО

Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого

Кафедра: Новой и новейшей истории

Методическая разработка урока

на тему:

«Изобретательская деятельность»

по курсу «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова в 10-11 классе

Выполнил:

студент исторического факультета, группы 4 «В»

Воробьев Михаил Александрович

Проверила:                                                                                 доц. кафедры новой и новейшей             истории Василенко И.Т.

Тула - 2006

Психолого–методическое обоснование урока

на тему:

«Изобретательская деятельность»

по курсу «Человек и общество» Л.Н. Боголюбова в 10-11 классе, разработанного студентом исторического факультета, группы 4 «В»

Воробьевым Михаилом Александровичем.

Урок "Изобретательская деятельность" является составной частью курса "Человек и общество", разработанного научной группой Л.Н.Боголюбова для 10-11 класса средней школы. Он также является логическим продолжением курса "Введение в обществознание", разработанного теми же авторами для 8-9 классов основной общеобразовательной школы. На данном уроке должны были решаться задачи как урока, так и курса в целом, например, такие как формирование умения воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, выделение главной информации, других общеучебных навыков.

I. При подготовке к уроку учитывались следующие факторы:

1) половозрастной состав класса: примерно равное количество мальчиков (12) и девочек (15) , подростковый возраст, потребность в самоутверждении;

2) наличие в классе сплоченного коллектива;

3) наличие интереса к учебной деятельности, высокая успеваемость по другим предметам;

II. Обоснование корректировки содержания урока:

1. С учетом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке помимо овладения определенным учебным содержанием темы, была попытка формирования опыта осуществления известных способов деятельности – умение анализировать информацию, содержащуюся в устном изложении учителя (элементы дискуссии).

2. Опираясь на возрастные особенности учащихся в ходе изучения нового материала развитие познавательных умений (умение соотносить личный опыт с новым учебным материалом, умение решать изобретательские задачи) планируется осуществлять с помощью воспроизводящего метода с преобразующим элементом, по мере повышения качества знаний, умений и навыков – с помощью частично-поискового метода.

III. Исходя из места урока в общей системе уроков по обществознанию, а также целей и функций урока был выбран тип комбинированного.

Опираясь на требования к современному уроку, ход урока был запланирован следующим образом:

1. Организационный момент (1-2 мин) является обязательным на уроке, т.к. это время, при правильном поведении, отводится на настраивание класса на эффективную и продуктивную совместную работу.

2.Затем ученикам предлагалось выполнить практическое задание по решению задач в группах. Для этого класс был поделен на три, приблизительно равные, группы. Ученики получили задание решить изобретательские задачи в конце параграфа 17 учебника. Время на выполнение 15 мин. Обязательным этапом организации практической части урока является задание на осмысление собственной деятельности. Учащиеся должны были ответить на следующие вопросы:

-Что делала группа?

-Что способствовало успешной работе?

-Что мешало успешной работе?

По окончании работы следовало общее обсуждение результатов выполнения задач. При обсуждении итогов проделанной работы важно подвести учеников к пониманию того, что им пришлось решать, по сути дела, изобретательские задачи, по алгоритму ничем не отличающимся от деятельности изобретателя. 

3.Опираясь на практический и эмоциональный опыт, полученный школьниками в первой части урока, учитель начинает объяснение содержания материала, по следующему плану:

1. Как делают изобретения?

2. Можно ли научиться изобретательству?

3. Как заставить знания работать?

При объяснении применялся словесный метод обучения. На протяжении урока учащиеся работали с терминами «изобретательская деятельность», «изобретатель», «изобретение», «открытие». В ходе урока учащиеся класса вовлекались в учебную дискуссию, отвечали на вопросы учителя, высказывали свое мнение, рассуждали.

5. В конце урока учитель подводит итог, дает домашнее задание и прощается с учениками.