А. Г. Венецианов (1780—1847). В портретах Тропинина, в насыщенных жанровыми сценами пейзажах С. Щедрина и некоторых произведениях Кипренского, где романтически-непринужденное свободное бытие порой переходит в сферу «домашнего», бытовой жанр существует в качестве неопознанной потенциальной возможности. В петербургской Академии в последней трети XVIII века был учрежден специальный класс живописи «в домашнем роде», явившийся данью вкусам сентиментальной эпохи и опиравшийся на фламандские и голландские образцы, а также на довольно развитую, особенно в творчестве иностранных мастеров, работавших в России, традицию костюмно-этнографических сцен, где русские типы и картины жизни попадали в один разряд с популярными в искусстве рококо восточно-экзотическими мотивами. Однако все перечисленные «обещания жанра» маячили на периферии художественного процесса и оказались не связанными нитями преемственности со стилистикой возникшего в начале 1820-х годов русского жанра—не от них исходили импульсы к рождению жанра как самостоятельной сферы художественного освоения действительности. По-видимому, содержавшиеся в означенных явлениях русского искусства обещания жанра были не адекватны тем общественным ожиданиям, ответом на которые должна была стать совершенно новая для русского искусства форма бытовой живописи. Каковы были эти ожидания, почему они заявили о себе не раньше и не позже, а именно на исходе 1810-х годов и почему элементы бытописания, содержавшиеся в предшествующей традиции, не участвовали в оформлении стилистики русской жанровой живописи,—ответы на эти вопросы следует искать в творчестве родоначальника русской бытовой картины — А. Г. Венецианова. Венецианов происходил из небогатой московской купеческой семьи. В начале 1800-х годов он попадает в Петербург, где становится учеником В. .Л. Боровиковского. Ранний период творчества, отданный портретному жанру, проходит под знаком развития концепции сентиментализма в романтическом направлении, но с использованием средств более традиционных по сравнению, например, с живописью Кипренского. Это выражается. в частности, в предпочтении, которое отдается технике пастели, излюбленной в рококо, но не популярной в романтизме. В ней исполнено большинство ранних портретов художника и одно из самых первых произведений крестьянского жанра— "Очищение свеклы» (1822, ГРМ. что является существенным для становления индивидуальной манеры и понимания колористических и фактурных приемов зрелого творчества Венецианова. Неожиданностью оказывается написанный в 1811 году автопортрет, который можно расценивать как программный манифест новой, антиромантической концепции творческой личности и как свидетельство не выявленной ранее в искусстве мастера работы художественной мысли. В 1818 году, получив отставку по службе, Венецианов удаляется в небольшое имение Сафонково Тверской губернии, лишь наездами с тех пор бывая в Петербурге. Именно тогда он целиком отдает свои силы бытовому жанру. Несомненно, главным событием, имевшим основополагающее значение в становлении жанровой картины у Венецианова, явилась военная эпопея 1812 года, обратившая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.