динамика и статика; текст, смысл, значение, интерпретация, знание, гуманитарное и естественнонаучное знание.
На основе работы с литературой
1. дать характеристику следующих методов: логический, диалектический, герменевтический, критический;
2. выявить теоретическую и практическую значимость использования философских методов исследования в медицине.
Рабочая тетрадь. Часть 1. Тема 5. Выполнить задания 4, 14, 19, 22, 32.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб.пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 50 – 62.
II. Дополнительная литература:
1. Васильева Т. Е. Проблема герменевтического метода в современной буржуазной философии // Философские науки, 1980, № 4.
2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М.: Политиздат, 1991. Часть 1, раздел 3.
3. Философский энциклопедический словарь. Статьи «логика», «диалектика», «герменевтика», «метод», «методология».
4. Швырев В. С. Как нам относиться к диалектике? // ВФ, 1995, №1.
8, 12
2
4. Методы философского исследования Работа с текстами
Подготовиться к работе с философским текстом на семинарском занятии. Выписать из словаря необходимые понятия: философия, наука, искусство, религия, познание, категория, диалектика, логика, герменевтика, функция, идеология, духовность.
1, 4, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20
1
5. Мифологическое мировоззрение и первобытность
Пользуясь словарями и учебной литературой, сформулировать понятия: миф, реальность, Космос и Хаос, порядок, натурфилософия, космоцентризм онтология, гносеология, этика, сущее, реальность, эйдос, метафизика, мораль.
Подготовить защиту творческих работ по темам:
1. Онтологическая проблематика:
А) соотношение реальности и природы в натурфилософии;
Б) реальность человеческого существования в философии софистов и Сократа
2. Гносеологическая проблематика:
А) роль чувств в познании (Милетская школа);
Б) роль сомнения в познании (Элейская школа);
В) от субъективизма софистов к скептицизму и агностицизму;
Г) познание как «анамнезис» в философии Платона;
Д) синтез разума и чувств (Демокрит, Аристотель)
3. Этика:
А) Аристотель: этика «золотой середины»;
Б) этика эпикуреизма;
В) этика кинизма;
Г) этика стоиков
4. Общая картина мира:
А) основания построения картины мира (Фалес, Гераклит, Демокрит, Пифагор, Платон, Аристотель, Диоген)
Б) понятия «хаос» и «гармония» в античной философии;
В) основные характеристики космологической картины мира
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб.пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 62 – 69.
2. Введение в философию в 2-х ч./ под ред. Фролова И. Т. М., 1991. ч. 1, с. 93 - 115.
II. Дополнительная литература:
1. Бертран Рассел История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. М.: Академический проект, 2000. Стр. 19 – 212.
2. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
3. Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии. История античной диалектики. М., 1979
4. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993
5. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник. М., 1998
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. Учеб. пособ. М.: Высшая школа, 1981.
1, 6, 8, 9, 12, 15, 16, 17, 20
2
6. Картина мира Античности
Пользуясь учебной литературой по философии и истории медицины подготовить сообщение о философских основаниях какой-либо медицинской школы античности: Кротонской, Сицилийской, Книдской, Косской.
1, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17, 20
1
7. Принципы лекарственной терапии Античности
Пользуясь словарями и учебной литературой, сформулировать понятия: вера, догмат, грех, мистицизм, оккультизм, схоластика.
На основе работы с литературой определить
1. В чем состоит проблема соотношения разума и веры в религиозной картине мира?
2. Каковы философские основания оккультизма и мистицизма?
3. Взаимосвязь средневековой картины мира и медицины этого периода развития.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб.пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 69 – 72, 174 - 186.
II. Дополнительная литература:
1. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. и др. Ч.1. М.,1989. С.115-135.
2. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник. М.,1998. С.240-286.
3. Бертран Рассел История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. М.: Академический проект, 2000.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991. С.348-510.
5. Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
1, 2, 7, 8, 12, 13, 14, 16, 17, 20
2
8. Логика и этика эпохи еропейского средневековья
Пользуясь словарем, сформулировать понятия: абсолютная монархия, демократия, теория Общественного договора, теория естественного права.
Пользуясь учебной литературой, подготовить сообщения (по выбору):
1. Общественный договор как теория происхождения государства в социальной философии Т. Гоббса и Дж. Локка.
2. Обоснование абсолютной монархии в учении Т. Гоббса.
3. Демократия и ее обоснование в философии Дж. Локка.
Ответить на вопросы:
Чем определяется выбор политической организации жизни общества?
Как связаны представления о сущности человека с политическими идеями?
ЛИТЕРАТУРА:
I. Обязательная литература:
1. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник. М.,1998.
2. Бертран Рассел История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. М.: Академический проект, 2000. С. 503 – 513, 567 – 588.
II. Дополнительная литература:
1. Реале Дж.Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.
2. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Под ред. Мотрошиловой Н. В. М., 1996. Раздел 2, гл. 6, 7.
1, 4, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20.
2
9. Специфика механистической картины мира Нового времени
Пользуясь словарями и учебной литературой, сформулировать понятия: рационализм, эмпиризм, скептицизм, агностицизм, механицизм, детерминизм, редукционизм, наука, научный метод.
Рабочая тетрадь. Часть 1. Тема 8. Выполнить задания 1, 6, 8, 12, 17, 24, 28, 36.
ЛИТЕРАТУРА:
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т.О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: Учебное пособие. Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. С. 72 – 80.
2. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. и др. Ч.1. М.,1989. С. 146 – 163.
3. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник. М.,1998. С. 286 – 370.
II. Дополнительная литература:
1. Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Мир философии:Книга для чтения. М.,1991. С.198-206.
2. Декарт Р. Соч. В 2-х т. М., 1989. Т.1. (Первоначала философии, правила для руководства ума, рассуждения о методе).
3. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч. В 3-х тт. М.,1985. Т.1.
4. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности. М., «Лабиринт», 1993.
5. Реале Дж.Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.
6. Сабанов В. И., Грибина Л. Н. Лекции по истории мировой медицины. М., 1996.
7. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Соч. В 2-х тт. Т.1
8, 12, 17, 19
2
10. Основные идеи немецкой классической философии
Пользуясь словарем и учебной литературой, выписать основные категории, которые используются для построения философской системы:
И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, И. Г. Фихте, Л. Фейербахом, К. Марксом
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
1. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. и др. Ч.1. М.,1989.
2. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник. М.,1998. С.211 - 237.
3. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1999.
II. Дополнительная литература:
1. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
2. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 2000.
3. Гегель Г. В. Ф. Наука логика.
4. Кант И. Соч. в 6 томах. Т. 3. М., 1964.
5. Кант И. Соч. в 6 томах. Т. 5. М., 1966.
6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд. Т.3.
7. Фейербах Л. О «начале философии». // Л.Фейербах. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1.
8. Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение… М., 1937.
9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.// К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 20.
1, 7, 8, 12, 13, 14, 15, 17, 19, 20
2
11. Законы диалектики
Выписать из словаря необходимые понятия: позитивизм, постпозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, сциентизм, антисциентизм, иррационализм.
На основе учебной литературы подготовить защиту творческих работ:
1. Позитивизм и постпозитивизм: сравнительная характеристика представлений о науке. Сциентизм и антисциентизм в медицине.
2. Прагматизм. Теория познания Ч. Пирса. Прагматизм как метод разрешения споров. Влияние прагматизма на современную психологию.
3. Экзистенциализм. Специфика постановки и решения проблемы человека в экзистенциализме. Влияние экзистенциализма на современную психологию и психиатрию.
4. Психоаналитическая философия. Человек как единство противоположностей: биологического и социального, индивидуального и коллективного (Э. Фромм, Э. Эриксон).
4. Постмодернизм. Современные дискуссии о «коммуникативном разуме» (Ю. Хабермас, К.-О. Аппель), об идентичности (П. Рикер, Ж. Липовецки, Ю. Хабермас)
ЛИТЕРАТУРА:
I. Обязательная литература:
1. Введение в философию в 2-х ч./ Под ред. И.Т.Фролова. Ч. 1. М. 1989. С. 282 – 333.
2. Поупкин Р., Стролл А. Философия: Вводный курс. М.,1998.
3. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994-1997
II. Дополнительная литература:
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопр.филос. 1992. № 8.
2. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // "Логос", 1992. № 3.
3 Бертран Рассел История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. М.: Академический проект, 2000. С. 729 – 745 (прагматизм ).
4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопр. филос., 1992. № 7.
5. Пирс Ч. Закрепление веры // Вопр.филос. 1996. № 12.
6. Пирс Ч. Как сделать наши мысли ясными // Вопр.филос.1996. № 12.
7. Полани М. Личностное знание.
8. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. 1983.
9. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Сумерки богов. М. 1989.
10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М. 1989.
1, 4, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20
2
12. 12. 12. 12.Философские учения Востока
Выписать из словаря необходимые понятия: даосизм, буддизм, конфуцианство, Дао, инь, ян, ци, дхарма, сансара, карма, мокша, нирвана, этический принцип у-вэй, принцип ахимсы, йога, медитация, цзюнь-цзы («благородный муж»), ли – этикет, Жень («человечность»).
Рабочая тетрадь. Часть 1. Тема 11. Выполнить задания 1, 2, 7, 10, 14, 16, 17, 20.
Выборочно студенты готовят доклады:
1. Аюрведа – единый исток систем традиционной медицины.
2. Концепция пяти первоэлементов в Китае и ее роль в медицинской теории и практике.
3. Даосизм как мистическая практика.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб.пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 80 – 92.
2. Философский энциклопедический словарь. Статьи «Буддизм», «Даосизм», «Конфуцианство», «Дао», «Карма», «Мокша», «Инь и ян», «Медитация», «Йога».
II. Дополнительная литература:
1. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.
2. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.
3. Малявин В. В. Молния в сердце. М., 1997.
4. Томпсон М. Восточная философия. М., 2000.
5. Фэн Ю-Лань Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
6. Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982. С. 57-119.
1, 4. 7, 8, 12, 13, 16, 17, 20
2
13. Русская философия: идеи и принципы
Выписать из словаря необходимые понятия: русский космизм, соборность, всеединство, славянофильство, западничество, идея богочеловечества, нравственность «русская идея».
На основе работы с литературой
определить исторические и идейно-теоретические особенности русской философской мысли;
провести сравнительный анализ представлений славянофилов и западников о специфике и предназначении русского народа;
сформулировать основные положения «русской идеи» В. С. Соловьева.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб.пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 92 – 99.
II. Дополнительная литература:
1. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.
2. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
3. Новиков А. И. История русской философии. СПб., 1998.
4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А.Радугин. – М.: Центр, 2001. С. 173 – 200, 369 – 376.
5. Философия истории в России. Хрестоматия. М., 1996.
5, 7, 8, 12, 13, 16, 17, 19, 20
1
14. «Русская идея» (игра)
Пользуясь имеющимися представлениями о специфике философских проблем, подготовить выступление на 5 минут о философской проблеме в любом современном произведении искусства
Подбор произведений осуществляется самостоятельно или по рекомендации преподавателя.
При подготовке доклада студент должен: 1) обратить внимание на четкую формулировку философской проблемы, заявленной в произведении; 2) обозначить позицию автора по отношению к данной проблеме; 3) обосновать собственную точку зрения в рассмотрении проблемы.
1, 2, 7, 8, 12, 17, 20
2
15. Логика историко-философского процесса
На основе изученного выполнить задания из Рабочей тетради Часть 2. Тема 1: 1, 2, 5, 9, 10, 11, 13, 17.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб. пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 62 – 99.
3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20
2
16. Происхождение жизни. Физическая, химическая и биологическая реальность.
Выписать из словаря необходимые понятия: природа, общество, человек, индивид, индивидуальность, личность, агрессия, табу, мораль, производство, труд, искусственная среда.
Рабочая тетрадь. Часть 2. Тема 12. Выполнить задания 2, 3, 9, 10, 12, 13 14, 16, 19.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб. пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 192 – 199, 249 – 251.
II. Дополнительная литература:
1. Энгельс Ф. Роль труда в происхождении семьи, частной собственности и государства. М., 1982.
2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
3. Маркузе Г. Отчужденный человек. М., 1995.
4. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1992.
5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А.Радугин. – М.: Центр, 2001. С. 249 – 259, 376 – 398.
3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
2
17 Сложноорганизованные открытые саморазвивающиеся системы в пространстве и во времени
Выписать из словаря необходимые понятия: система, структура, организация, функция, развитие, неравновесность, детерминизм, редукционизм, релятивизм, активность.
На основе работы с литературой
рассмотреть основные принципы современной онтологии (пр. системности, пр. самоорганизации, пр. взаимозависимости и детерминизма, пр. релятивизма) их мировоззренческую значимость;
показать эффективность работы с объектом в медицине на основе принципов современной онтологии.
Выборочно студенты готовят доклады:
Развитие заболевания как системный процесс.
Использование структурно-функциональной взаимосвязи во врачебной практике.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб. пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 99 – 116.
2. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. М., 1999.
II. Дополнительная литература:
1. Арлычев А. Н. Проблема познания процесса в философии и науке // Вопр. филос. 1999. № 3.
2. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник, 1988.
3. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1., С. 286 – 296 (Берталанфи); Разд. 3, гл. 3 (детерминизм).
4. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопр. филос. 1991. № 6.
5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М. 1986.
6. Разумовский О. С. Бихевиоральные системы. Новосибирск, 1993.
7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 19
2
18. Принципы современной онтологии в современном естествознании.
Выписать из словаря необходимые понятия: сознание, интеллект, мышление; ощущения, эмоции, восприятие, представление, понятие; суждение и рассуждение; язык (речь), знание, разум, понимание, миропонимание, субъектность, объективность, субъективность, текст, интерпретация.
Рабочая тетрадь. Часть 2. Тема 3. Выполнить задания 1, 2, 4, 5, 6, 8, 12, 15, 22, 23, 25, 26, 27, 32.
ЛИТЕРАТУРА
I. Обязательная литература:
1. Бажутина Т. О. Пропедевтика философии и философские основания медицины: учеб. пособие / Т. О. Бажутина. – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2006. Стр. 116 – 127, 133 - 148.
II. Дополнительная литература:
1. Дубровский Д. И. Информация, сознание , мозг. М., 1980.
2. Ильенков Э. В. Проблема идеального // ВФ, 1979, № 6.
3. Мамардашвили М. Сознание как философская проблема // ВФ, 1990, № 10.
4. Мозг и разум. М., 1994.
5. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М. 1998.
6. Прист С. Теории сознания. М. 2000.
7. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.
8. Щедровицкий Г. П. Смысл и значение // Проблемы семантики. М., 1974.
4, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18
2
19. Происхождение сознания и теория отражения
Выписать из словаря необходимые понятия: бессознательное, интуиция, интеллект, измененные состояния сознания, творчество
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.