Рабочая программа дисциплины «Логика» (Содержание дисциплины. Перечень вопросов для подготовки к зачету)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

малозначащего, сосредотачиваться, выявлять главное и отделять его от второстепенного и побочного, а также избегать формальных ловушек языковой деятельности. Ориентируясь, прежде всего, на развитие навыков и приемов логического мышления, лекционный курс одновременно призван служить повышению культуры профессионального и обыденного мышления студентов факультета клинической психологии.

Содержание лекционного курса:

Тема 1. Логика, мышление и психология. Предмет и система формальной логики (или искусство мыслить научно)

Сознание, мышление, познание. Мышление в образах и понятиях. Понятие как элемент структуры  рационального мышления. Чувственно-образное мышление как отображение чувственно воспринимаемых признаков предмета. Художественное и рациональное сознание и познание. Рациональное и иррациональное мышление. Абстрактно-логическое мышление как отображение предметов в обобщенной форме, фиксирующей существенные признаки множества предметов. Экономичность, эффективность, эвристичность и продуктивность рационального мышления. Соотношение логического, психического, психологического и физиологического в мышлении. Язык как способ бытия сознания (мышления).

Формы и законы мышления. Обыденное и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Правильное мышление как мышление по правилам. Понятие, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, аналогия как основные способы правильного абстрактно-логического мышления. Основные принципы правильных рассуждений. Логическая необходимость. Характерные логические ошибки обыденного мышления, профессионального мышления в психологии.

Тема 2. Логика и язык.

Формальная логика как наука о структуре мышления, функционирующего в языковой форме.  Язык и мышление. Информация и знание. Знание как правильно обработанная мышлением информация. Основные функции и состав языка. Индукция и дедукция как способы разворачивания мышления.

Категории семантики. Знак и символ. Значение и смысл. Текст, контекст и подтекст вербально организованного мышления.  Естественные и искусственные языки. Многозначность и неопределенность обыденной речи.  Языки различных ступеней: объектный язык и метаязык.  Обыденный, научный, художественный и философский языки.  Логика и язык медицины, функционирующей на границе рациональной и иррациональной сфер познания. Логические ловушки языка. Язык логики – язык предикатов. Значение логики в языковом поведении специалиста и ее роль в процессе межиндивидуальных и групповых коомуникаций

.Паралогизмы. Ошибки амфиболии, эквивокации и другие.

Тема 3. Понятие как форма мышления. Искусство определения. Высказывание как форма мышления. Определение состоятельности силлогизмов. Умозаключение как форма мышления

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Предметы, номинации (имена), признаки предметов, понятия. Абстрактные и конкретные понятия. Логический закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношенич между понятиями. Логические операции обобщения и ограничения понятия. Виды понятий: общие, частные, единичные, нулевые.

Как строить отношения между понятиями по объему: равнообъемность, пересечение, подчинение, внеположность, контрарность и контрадикторность. Типы совместимости понятий: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Операция определения. Дефиниция понятия – логическая операция, раскрывающая содержание понятия в исторически выверенных значениях естественного и искусственных языков. Остенсивные определения. Номинальные и реальные определения: явные, неявные определения. Ошибки, возможные в определении: несоразмерность, порочный круг, нечеткость. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные.  Определение через аксиомы.   Логические ошибки: тавтология, «широкое» и «узкое» определение. Деление понятий: соразмерность,  единое основание,  отсутствие пересечений, непрерывность. Дихотомическое деление и деление по видообразующему признаку.

Классификация. Классификация как разновидность деления понятий. Виды классификаций.

Суждение, умозаключение как основные формы вербального выражения мысли. Понятие силлогизма.

Тема 4.   Логика модальностей. Вопрос как форма мышления. Логические законы и основания.

Вопрос и проблема как форма формулировки недоступного вопроса. Логическая структура вопроса. Предпосылки вопроса. Виды вопросов: семантически корректные и некорректные, прагматически корректные и некорректные. Недоступный и доступный вопросы. Сложный вопрос – вопрос, состоящий из простых вопросов, объединенных логическими связками. Ответ на вопрос: краткий и развернутый, полный и неполный. Выбор и построение ответа на сложный вопрос.

Проблемы истины и заблуждения с точки зрения логики. Законы (принципы) правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Прямое подтверждение. Подтверждение следствий. Дедуктивное обоснование. Условие совместимости. Опровержимость, проверяемость, универсальность, системность. Границы обоснования.

Модальные логики. Виды модальностей: логическая, физическая, эпистемическая, деонтическая (нормативная), аксиологическая (оценочная). Внутренняя структура и внешние связи видов модальности.

Тема 5. Диалектическая логика. Дискуссия. Логика аргументации логического доказательства.

Проблемная ситуация как пусковой механизм мышления. Мышление как формализованный способ организации информации в систему знаний. Мышление и противоречие. Формальная логика (запрет на противоречие) и диалектическая логика (описание предмета как противоречивого целого). Диалектическое противоречие (Гегель): единство взаимодополняющих друг друга противоположностей. Генетическое и функциональное единство противоположностей. Противоречие как процесс: этапы формирования и развития противоречия. Контрарные и контрадикторные противоречия в формальной логике. Правильная и ошибочная фиксация диалектических противоречий в тексте. Логически правильная фиксация в языке процессуальности и неопределенности информационного поля. Логические ошибки в вербальном выражении переходных состояний развития

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логика
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
312 Kb
Скачали:
0