Рабочая программа дисциплины «История медицины и фармации» (Содержание дисциплины. Вопросы для подготовки к зачету. Темы рефератов)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Общих закономерностях развития медицины и фармации в Западной Европе в Средние века и Новое время.

1.2. Структура курса «История медицины и фармации»

Курс «История медицины и фармации»

 
 


 


РАЗДЕЛ 2. Содержание дисциплины

2.1 Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

По формам занятий

Л

ПЗ

СР

1.

История медицины и фармации как наука.

Врачевание и лекарствоведение в первобытном обществе.

5

2

2

1

2.

История медицины и фармации Древнего Мира. История медицины и фармации в Византии и Арабских халифатах.

8

4

2

2

3.

История медицины и фармации Западной Европы в средние века и в новое время

10

5

2

3

4.

Зачет

2

-

2

1

Итого: (часов)

26

9

10

7

Примечание:

Л - лекции, ПЗ – практические занятия, СР - самостоятельная работа.

Лабораторная работа и практические занятия – не предусмотрены.

2.2 Содержание дисциплины

1семестр

Тематический план лекций

№ п/п

Ссылки на цели

часы

№ раздела/темы

Название лекции

1

Зн.14,15,16

2

1/1

«История медицины и фармации как наука. Врачевание и лекарствоведение в  первобытном обществе».

История медицины и фармации как наука.

Общая и частная история фармации.

Периодизация всемирной истории медицины и фармации.

Эмпирическая медицина, типы эмпирической медицины.

Народная медицина и ее значение.

Традиционная медицина.

2

Зн.17,18,21,22,23,24,27

4

1/2

1/3

«История медицины и фармации Древнего Мира. История медицины и фармации в Византии и Арабских халифатах».

Характерные черты в развитии медицины и фармации в рабовладельческих государствах. Врачевание в странах Древнего Востока.

Медицина и фармация Древнего Египта. Косметические средства Древнего Египта. Врачебная этика Египта.

Особенности развития врачевания и лекарствоведения хараппской цивилизации, ведийского и классического периодов. Философские основы индийской медицины.

Традиционная китайская медицина. Высокое развитие лекарственного врачевания.

Характерные черты развития фармации в эпоху средневековья. Арабские халифаты. Арабо-язычная медицина и фармация. Развитие алхимии. Первые аптеки.

Развитие лекарственного обеспечения больниц, мероприятий гигиенического характера. Значение Корана в популяризации здорового образа жизни.

Лекарственные средства в трудах Абу Али Ибн Сины (Авиценны): кашки, терьяки, порошки, сиропы, лепешки, отвары, пилюли. «Канон медицины» Авиценны, сложные и простые лекарства.

3

Зн.29,31,32

Зн.32,36,39,40

Зн.42,43,44,45

5

1/4

1/5

1/6

«История медицины и фармации Западной Европы в средние века и в новое время».

Медицина и фармация в странах Западной Европы.  Влияние алхимии на развитие медицины и фармации.

Первые высшие школы в Западной Европе. Классификация выпускников высших светских учебных заведений. Салернская фармакопея. Меры веса.

Открытие первых аптек во Франции, Англии, Голландии. Возникновение первых аптекарских гильдий.

Ятрохимия, ее влияние на развитие фармации.

Первые ботанические сады и огороды в Европе.

Развитие органического синтеза и анализа лекарственных веществ. Этапы разработки антисептических средств. Становление химии органопрепаратов. Развитие химиотерапии

Возникновение гомеопатии. Становление фармацевтической промышленности. Первые галеновые лаборатории и заводы. Создание фармацевтического рынка. Изменения в содержании работы аптеки в XIX веке.

Всего лекционных часов

9

Тематический план практических занятий

№ п/п

Ссылки на цели

часы

Тема, содержание практического занятия

Деятельность студента

1

Зн.1,14,16

2

Тема 1. «История медицины и фармации как наука. Врачевание и лекарствоведение в  первобытном обществе».

1.Опрос

2.Обсуждение темы

3.Введение в основные понятия

Отвечает на вопросы;;

Докладывает  рефераты;

Принимает непосредственное участие в обсуждаемой теме;

Работает с основными понятиями.

Заносит в тетрадь основные характеристики лекарствоведения в первобытном периоде.

Ищет основные отличия в эмпирической, народной и традиционной медицине.

2

Зн.17,18,19,

20,23,25,27

2

Тема 2. «История медицины и фармации Древнего Мира. История медицины и фармации в Византии и Арабских халифатах».

1.Опрос

2.Обсуждение темы

3.Введение в основные понятия

Отвечает на вопросы;;

Докладывает  рефераты;

Принимает непосредственное участие в обсуждаемой теме;

Работает с основными понятиями.

Определить основные характеристики лекарствоведения и медицины Древнего мира.

Выписать в рабочую тетрадь всю химическую посуду, произведенную в странах Арабских Халифатах.

3

Ум.1,3

Зн.29,30,31,34,

36,37,43,44,45.

2

Тема 3. «История медицины и фармации Западной Европы в средние века и в новое время».

1.Опрос

2.Обсуждение темы

3.Введение в основные понятия

Отвечает на вопросы;;

Докладывает  рефераты;

Принимает непосредственное участие в обсуждаемой теме;

Определить влияние алхимии на развитие медицины и фармации.

Записать в рабочую тетрадь значение трудов для развития фармации   А.Лавуазье, А.Боме, Ф.В. Сертюрнера, П.Ж. Пелететье, М. Клапрот, Дж. Б. Кавенту, К.Ф.Мора, Б. Куртуа, К. Шееле и др.

Выписать в рабочую тетрадь первые фирмы-производители в странах Западной Европы.

4

2

Зачет

Отвечать на вопросы экзаменационного билета.

Устный ответ на вопросы экзаменационного билета.

Ответы на дополнительные вопросы.

Всего часов

8

Содержания тем

2.2.1.История медицины и фармации как наука. Врачевание и лекарствоведение в  первобытном обществе.

История медицины и фармации как наука. Значение истории медицины и фармации. Общая и частная история фармации. Периодизация всемирной истории медицины и фармации.

Эмпирическая медицина, типы эмпирической медицины. Народная медицина и ее значение. Фетишизм, анимизма тотемизм, магия. Формирование лечебной магии и культовых обрядов, появление профессиональных служителей культа. Народная медицина. Традиционная медицина. Научная медицина.

2.2.2. История медицины и фармации Древнего Мира. История медицины и фармации в Византии и Арабских халифатах.

Характерные черты в развитии медицины и фармации в рабовладельческих государствах. Врачевание в странах Древнего Востока.

Медицина и фармация Древнего Египта. Косметические средства Древнего Египта. Врачебная этика Египта. Передача медицинских знаний и подготовка врачевателей. Влияние древнеегипетского врачевания и лекарствоведения на развитие медицины и фармации Древней Греции.

Особенности развития врачевания и лекарствоведения хараппской цивилизации, ведийского и классического периодов. Философские основы индийской медицины. «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» как источники сведений о применении лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.

Традиционная китайская медицина. Высокое развитие лекарственного врачевания. Применение лекарственных растений в чженъ-цзю терапии. Китайская фармакопея 502 г.- первая из известных в мире фармакопеи. Ли Ши-чжень, его вклад в развитие фармации.

Характерные черты развития фармации в эпоху средневековья. Арабские халифаты. Арабо-язычная медицина и фармация. Развитие алхимии. Первые аптеки. Труды Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийя Ал-Рази, Инб ал-Хайсам, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас ал-Захрави (Абулькасис). Развитие лекарственного обеспечения больниц, мероприятий гигиенического характера. Значение Корана в популяризации здорового образа жизни.

Лекарственные средства в трудах Абу Али Ибн Сины (Авиценны): кашки, терьяки, порошки, сиропы, лепешки, отвары, пилюли. «Канон медицины» Авиценны, сложные и простые лекарства.

2.2.3. История медицины и фармации Западной Европы в средние века и в новое время.

Медицина и фармация в странах Западной Европы.  Влияние алхимии на развитие медицины и фармации. Монастырская медицина и фармация. Первые высшие школы в Западной Европе. Классификация выпускников высших светских учебных заведений. Салернская фармакопея. Меры веса. Открытие первых аптек во Франции, Англии, Голландии. Возникновение первых аптекарских гильдий. Ятрохимия, ее влияние на развитие фармации. Парацельс и его учение. Развитие медицинской химии и расширение аптечного дела. Аптечное законодательство в странах Европы. Государственный контроль за деятельностью аптек. Изучение лекарственных растений. Первые ботанические сады и огороды в Европе. Медико-биологическое направление в медицине и фармации. Деятельность А.Лавуазье, А.Боме, Ф.В. Сертюрнера, П.Ж. Пелететье, М. Клапрот, Дж. Б. Кавенту, К.Ф.Мора, Б. Куртуа, К. Шееле и др. Значение их трудов для развития фармации. Направления исследований. Развитие органического синтеза и анализа лекарственных веществ. Этапы разработки антисептических средств. Становление химии органопрепаратов. Развитие химиотерапии. Возникновение гомеопатии. Становление фармацевтической промышленности. Первые галеновые лаборатории и заводы. Создание фармацевтического рынка. Изменения в содержании работы аптеки в XIX веке.

2.3 Содержание самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов осуществляется по основным разделам программы. Самостоятельное изучение тем, которые не вошли в лекционный курс и не рассматривались на семинарских занятиях, но знание этих тем необходимо при получении зачета по дисциплине.

Ссылки на цели

Часы

Содержание самостоятельной работы

Деятельность студента

Формы контроля

Зн.6,16

1

Самостоятельная работа по теме: «История медицины и фармации как наука. Врачевание и лекарствоведение в  первобытном обществе».

Ø  Прорабатывает материал по учебнику и конспекту лекций;

Ø Осуществляет поиск материала в Internet;

Ø Анализирует информацию из различных источников;

Ø Самостоятельно начитывает материал: Истоки фармации. Возникновение зачатков врачевания и лекарствоведения в первобытную эпоху. Науки, дающие  возможность составить общее  представление  о древнейшей стадии существования человечества. Представления первобытного человека о причинах болезней. Первые целебные средства, применяемые для лечения болезней.

Ø Устный опрос

Зн.21,28,

2

Самостоятельная работа по теме: «История медицины и фармации Древнего Мира. История медицины и фармации в Византии и Арабских халифатах».

Ø  Прорабатывает материал по учебнику и конспекту лекций;

Ø Осуществляет поиск материала в Internet;

Анализирует информацию из различных источников;

Ø  Самостоятельно начитывает материал:

Периодизация и хронология Древнего Египта. Характерные черты древнеегипетской культуры. Источники информации о врачевании и лекарствоведении. Особенности их развития. «Книга приготовления лекарств для всех частей тела» (папирус Эберса). Мифология и врачевание. Лекарственные средства Древнего Египта.

Периодизация и хронология врачевания в Древней Индии. Источники информации о медицине и фармации.

Периодизация и хронология истории древнего Китая. Философские основы китайской медицины.

Историческая справка по Византийской империи. Развитие медицинских знаний. Труды Орибасия, Павла Эгинского, Аэция, Александра из Тралл, их значение для развития медицины и фармации

Ø  Устный опрос

Ум. 2

Зн.21,33,

38,44

3

Самостоятельная работа по теме: «История медицины и фармации Западной Европы в средние века и в новое время».

Ø  Прорабатывает материал по учебнику и конспекту лекций;

Ø Осуществляет поиск материала в Internet;

Ø Анализирует информацию из различных источников;

Ø Самостоятельно начитывает материал: Характеристика направлений медицины  Западной Европы в средние века и новое время. Медицинская школа в Салерно. Салернский кодекс здоровья. Великие естественнонаучные открытия конца XVIII и начала XIX вв. и их влияние на развитие фармации.

Развитие фитохимии. Развитие учения о причинах заболеваний. Этапы разработки наркозных средств. Значение трудов С. Ганемана.

Ø  Устный опрос

Всего часов

6

.

2.4  Реферат

Так же предусмотрено выполнение  реферата по одной из предложенных тем или тема выбирается студентом самостоятельно(1 час).

Помимо содержательной стороны при подготовке реферата проводится обучение студентов принципам оформления научной работы, стандартам подготовки научных текстов для печати, правилам цитирования, оформления системы ссылок, подготовки баз данных, системам их классификации.

Требования к выполнению реферата приводятся в «Методических указаниях по выполнению реферата для студентов 1 курса фармацевтического факультета очного отделения»

В результате проработки курса студенты должны овладеет навыками работы с фармацевтической литературой, литературой по вопросам развития специальности, знать стандарты, нормативы и основные требования к написанию отчетных и научных текстов.

Темы для самостоятельного изучения студентом:

1. История медицины и фармации народов Американского континента.

2. История медицины и фармации Древней Месопотамии.

2. История медицины и фармации Тибета.

3. Характеристика развития лекарственных форм: териаки, кашки, консервы, конфеты.

4. Характеристика развития лекарственных форм: порошки, лепешки, пастилки, таблетки, пилюли. Упаковка порошков в капсулы и  облатки.

5. Характеристика развития лекарственных форм: мази, пластыри, суппозитории, шарики, палочки.

6. Характеристика развития лекарственных форм. Жидкие лекарственные формы, юлепы, рообы, уксусомеды, сиропы.

7. Характеристика развития лекарственных форм: медицинские масла, ароматные воды, эмульсии.

8. Характеристика развития инъекционных лекарственных форм.

9. Характеристика развития лекарственных форм: водные извлечения, настойки, экстракты, эликсиры.

10. Характеристика развития лекарственных форм: аэрозоли.

РАЗДЕЛ 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

3.1Перечень контрольно-диагностических материалов для текущего, рубежного и итогового контроля

1.  Вопросы по каждой теме для подготовки к занятию.

2.  Вопросы для подготовки к Зачету.

3.  Тестовые задания для контроля самостоятельной подготовки студента к практическим  занятиям.

4.  Темы для подготовки рефератов.

3.1.1 Вопросы для подготовки к Зачету по Истории медицины и фармации

1.  Значение истории медицины и фармации как науки. Источники изучения истории медицины и фармации. Периодизация истории медицины и фармации. Определение понятий «народное врачевание», «традиционная медицина», «научная медицина». Их основные характеристики.

2.  Возникновения зачатков врачевания и лекарствоведения в первобытную эпоху. Источники знаний о медицине первобытного общества, представление о причинах болезней у первобытного человека

Похожие материалы

Информация о работе