2.2. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ разделов и тем |
Разделы и темы |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
Раздел I |
Коммерческое право – подотрасль Гражданского права. |
4 |
2 |
6 |
Тема 1.1 |
Коммерческое право как учебная дисциплина. |
2 |
- |
3 |
Тема 1.2 |
Коммерческое право – подотрасль Гражданского права. |
2 |
2 |
3 |
Раздел II |
Общие положения торгового оборота. |
16 |
10 |
22 |
Тема 2.1 |
Участники коммерческой деятельности. |
4 |
2 |
4 |
Тема 2.2 |
Объекты торгового оборота. |
2 |
- |
3 |
Тема 2.3 |
Приемка товара и экспертиза его качества. |
2 |
2 |
3 |
Тема 2.4 |
Коммерческая деятельность участников торгового оборота. |
2 |
2 |
3 |
Тема 2.5 |
Конкуренция. |
2 |
2 |
3 |
Тема 2.6 |
Рекламно-информационная деятельность. |
2 |
- |
3 |
Тема 2.7 |
Ответственность в сфере коммерческого оборота. |
2 |
2 |
3 |
Раздел III |
Договора в сфере коммерческого оборота. |
8 |
2 |
12 |
Тема 3.1 |
Реализационные договора. |
2 |
- |
3 |
Тема 3.2 |
Посреднические договора. |
2 |
- |
3 |
Тема 3.3 |
Договора, содействующие торговле. |
2 |
- |
3 |
Тема 3.4 |
Организационные договоры. |
2 |
2 |
3 |
Раздел IV |
Внешнеторговая деятельность. |
4 |
2 |
8 |
Тема 4.1 |
Внешнеторговая деятельность |
2 |
- |
4 |
Тема 4.2 |
Международная купля-про-дажа товаров. |
2 |
2 |
4 |
Итого часов: |
32 |
16 |
48 |
2.3 Тематический план лекций
п/н |
Название темы |
Кол-во часов |
Тема 1.1 |
Коммерческое право как учебная дисциплина. 1. Понятие коммерции и коммерческого права. 2. Развитие науки «Коммерческое право». 3. Необходимость возрождения коммерческого права. 4. Коммерческое право как учебный курс. |
2 |
Тема 1.2 |
Коммерческое право – подотрасль Гражданского права. 1. Источники норм коммерческого права. 2. Коммерческое право – подотрасль Гражданского права. 3. Торговое законодательство. 4. Предмет регулирования. |
2 |
Тема 2.1 |
Участники коммерческой деятельности. 1. Виды субъектов коммерческой деятельности. 2. Особенности участия в торговой деятельности отдельных субъектов торгового оборота: а) индивидуальных предпринимателей б) простых товариществ в) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований г) иностранных юридических лиц 3. Основания выбора вида юридического лица в осуществлении коммерческой деятельности. |
4 |
Тема 2.2 |
Объекты торгового оборота. 1. Понятие объектов торгового оборота. 2. Правовой режим товаров. 3. Классификация товаров. 4. Коммерческая тайна и ее защита. 5. Товарный знак. Регистрация, использование, прекращение правовой охраны. |
2 |
Тема 2.3 |
Приемка товаров и экспертиза их качества. 1. Порядок приемки товаров. 2. Сертификация. 3. Стандартизация. |
2 |
Тема 2.4 |
Коммерческая деятельность участников торгового оборота. 1. Оптовые закупки товаров: а) оптовые ярмарки б) оптовые продовольственные рынки в) мелкооптовые магазины-склады 2. Оптовая и розничная продажа товаров. 3. Биржевая торговля. 4. Торговля на аукционах и конкурсах. 5. Организация работы коммерческих служб на предприятии. |
2 |
Тема 2.5 |
Конкуренция. 1. Конкуренция – фактор успешного развития экономики. 2. Механизмы формирования конкурентной среды. 3. Ценовая конкуренция. 4. Правовая защита конкуренции. |
2 |
Тема 2.6 |
Рекламно-информационная деятельность. 1. Правовое регулирование рекламы. 2. Социально-психологические основы рекламы. 3. Проблемы защиты прав потребителей в рекламной деятельности. |
2 |
Тема 2.7 |
Ответственность в сфере торгового оборота. 1. Виды ответственности. 2. Основания применения ответственности. 3. Претензии и иски. 4. Основания освобождения от ответственности. 5. Защита от неправомерных действий контролирующих органов. |
2 |
Тема 3.1 |
Реализационные договора. 1. Договор поставки. 2. Договор оптовой купли-продажи. 3. Договор контракции. 4. Договор закупок для государственных нужд. 5. Товарный кредит. 6. Договор мены. |
2 |
Тема 3.2 |
Посреднические договоры. 1. Договор на возмездное оказание услуг комиссии. 2. Договор поручения. 3. Договор коммерческой концессии. 4. Договор коммерческого агентирования. |
2 |
Тема 3.3 |
Договора, содействующие торговле. 1. Договор на выполнение маркетинговых исследований. 2. Договор на создание рекламной продукции. 3. Договор хранения товаров. 4. Договор кредитования торговых операций. 5. Страхование товаров и коммерческих рисков. 6. Договор транспортной экспедиции. |
2 |
Тема 3.4 |
Организационные договора. 1. Соглашение об исключительной продаже товаров. 2. Договор об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров. 3. Договор органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров. 4. Договор органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли. |
2 |
Тема 4.1 |
Внешнеторговая деятельность. 1. Содержание внешнеторговой деятельности. 2. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности. 3. Ответственность за нарушение обязательств во внешнеторговой деятельности. 4. Таможенно-тарифное регулирование. |
2 |
Тема 4.2 |
Международная купля-продажа товаров. 1. Договор купли-продажи товаров. 2. Международные правила толкования условий торговли Инкотермс. |
2 |
Итого часов: |
32 |
2.4 Тематический план семинарских занятий.
п/н |
Название темы |
Кол-во часов |
1. (1.2) |
Тема: Коммерческое право – подотрасль Гражданского права. Контрольные вопросы 1. Понятие и признаки коммерческой деятельности. Соотношение коммерческой и предпринимательской деятельности. Роль коммерческой деятельности в развитии общества. 2. Понятие коммерческого права. Отношения, регулируемые коммерческим правом. 3. Принципы коммерческого права. 4. Понятие и виды источников коммерческого права. 5. Что понимается под коммерческой деятельностью? 6. Идентичны ли понятия «предпринимательская деятельность» и «коммерческая деятельность»? 7. Является ли коммерческой деятельностью оказание высшим учебным заведением дополнительных платных образовательных услуг? 8. Что понимается под коммерческим риском? 9. Что является основной целью коммерческой деятельности? 10. Назовите основные источники коммерческого права. 11. Что является предметом коммерческого права? 12. Является ли предметом регулирования коммерческого права розничная продажа товаров? 13. Какие основные принципы гражданского права имеют наибольшее значение в коммерческих отношениях? 14. Какой из двух указанных принципов, как правило, присущ коммерческому праву: принцип ответственности за вину; принцип ответственности независимо от вины? 15. Как соотносятся между собой при регулировании коммерческих отношений нормы международного права и национального законодательства? |
2 |
2. (2.1) |
Тема: Участники коммерческой деятельности Задание 1. Сформулируйте понятие субъекта коммерческой деятельности. 2. Приведите отличия коммерческой организации от некоммерческой организации. 3. Найдите в законодательстве категории лиц, которым запрещено заниматься коммерческой деятельностью. 4. На основании ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» назовите отличия этих организационно-правовых форм. 5. На основании изучения норм ГК РФ и специальных законов приведите отличительные признаки хозяйственных обществ и товариществ от государственных и муниципальных унитарных предприятий. 6. Установите, что такое фирменное наименование юридического лица. Каково его значение? 7. На основании ФЗ «О производственных кооперативах» определите отличительные особенности производственного кооператива. 8. На основании изучения норм ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах» покажите, какими правами на имущество акционерного общества обладают акционеры? 9. Сравните ответственность участников различных хозяйственных обществ и товариществ по обязательствам этих юридических лиц. 10. На основании изучения ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определите порядок и основания исключения участника из состава этого общества Контрольные вопросы1. Субъекты коммерческого права и их классификация. Индивидуальные и коллективные коммерсанты. 2. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности. 3. Объединения субъектов коммерческой деятельности. 4. Субъекты, имеющие особое правовое положение: банки, биржи, фонды, страховые компании. 5. Публично-правовые образования как субъекты коммерческого права. 6. Особенности правового положения хозяйственных обществ и товариществ. 7. Практика выбора организационно-правовой формы коммерческой деятельности. Задание Разрешить правовые ситуации. |
2 |
3. (2.2) |
Тема: Объекты торгового оборота Задание1. На основе гражданского и торгового законодательства выделите основные черты, присущие объектам торгового оборота. 2. Основы правового режима товаров. 3. Классифицируйте товары по любым признакам. 4. Дайте характеристику правового регулирования коммерческой информации и коммерческой тайне. 5. Правовое регулирование защиты коммерческой тайны в РФ. 6. Дайте характеристику законодательству, регулирующему регистрацию, использование, прекращение правовой охраны товарного знака. 7. Приведите примеры коммерческой деятельности по поводу объекта, с выраженной спецификой, определяющей правовой режим регулирования торговой сделки. 8. Прокомментируйте ваш пример со ссылками на гражданское и торговое законодательство. |
2 |
4. (2.4) |
Тема: Коммерческая деятельность участников торгового оборота. Контрольные вопросы 1. Понятие товарного рынка. Участники товарного рынка. 2. Оптовая торговля как правовая форма организации товарного рынка. 3. Что означает понятие «товарная биржа»? 4. Каковы особенности биржевой торговли? 5. Что означает понятие «биржевой товар»? 6. В каких организационно-правовых формах может существовать товарная биржа? 7. Какие виды деятельности запрещены законодательством для товарных бирж? 8. Может ли выступать учредителем биржи одно лицо? 9. Одинаковой ли правоспособностью обладают биржа и любая другая организация, действующая в коммерческой сфере? 10. Какими полномочиями обладает биржевой комитет в области биржевой деятельности? 11. Назовите основные функции, которые выполняет биржа. 12. Какими правами обладают члены и посетители биржи? ЗаданиеРазрешите правовые ситуации. |
2 |
5. (2.5) |
Тема: КонкуренцияКонтрольные вопросы1. Нормативные акты антимонопольного законодательства. 2. Сущность конкуренции. 3. Понятие доминирующего положения. 4. Содержание монополистической деятельности. 5. Ограничение монополистической деятельности. 6. Формы недобросовестной конкуренции. 7. Антимонопольные органы и их деятельность. 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. 9. Общая характеристика закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. №948-1 (с изменениями и дополнениями). 10. Общая характеристика Закона РФ «О естественных монополиях» от 17.08.98 №147-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Задание Дайте системную характеристику законодательству, регулирующему ценовую конкуренцию. 1. |
2 |
6. (2.7) |
Тема: Ответственность в сфере торгового оборота Контрольные вопросы1. Понятие, функции и виды ответственности в коммерческих отношениях. 2. Имущественная ответственность. Соотношение неустойки и убытков. 3. Основания имущественной ответственности. 4. Пределы имущественной ответственности. 5. Претензионный порядок реализации норм об ответственности. 6. Исковое производство в торговых отношениях. 7. Основания освобождения от ответственности. 8. Защита от неправомерных действий контролирующих органов. ЗаданиеРазрешите правовые ситуации. |
2 |
7. (3.1-3.4) |
Тема: Договора в сфере коммерческого оборота ЗаданиеИндивидуально разработать договор в сфере коммерческого оборота в соответствии с вашим вариантом. |
2 |
8. (4.1) |
Тема: Внешнеторговая деятельность Контрольные вопросы 1. Понятие внешнеторговой деятельности (ВТД). 2. Объекты ВТД. 3. Участники ВТД. 4. Содержание внешнеторговых операций. 5. Методы государственного регулирования ВТД. 6. Налоговое регулирование. 7. Меры нетарифного регулирования. 8. Количественные ограничения экспорта и импорта. 9. Договор купли-продажи товаров в сфере ВТД. 10. Заключение и исполнение договора купли-продажи. 11. Международные правила толкования условий торговли Инкотермс. 12. Форма и толкование договора купли-продажи. 13. Содержание таможенного тарифного регулирования. 14. Таможенная пошлина. 15. Увеличение, снижение ставок таможенной пошлины и освобождение от уплаты таможенных пошлин. Задание Разработайте международный договор купли-продажи. |
2 |
Всего часов: |
16 |
III. Внеаудиторная (самостоятельная)
работа студентов (ВРС)
3.1 Тематический план ВРС
п/н |
Название темы |
Кол-во часов |
1 (т.1.1) |
Коммерциализация Конституции РФ (КРФ) 1993 г. и Гражданского кодекса РФ (ГКРФ). |
3 |
2 (т.1.2) |
Отражение предмета регулирования коммерческого права РФ (КПРФ) в ГКРФ части I 1994 г., части II 1996 г. |
3 |
3 (т.2.1) |
Участники коммерческой деятельности – в ГКРФ. |
4 |
4 (т.2.2) |
Правовой режим коммерческой тайны. Порядок регистрации, использования, прекращения товарного знака. |
3 |
5 (т.2.3) |
Общая характеристика ФЗРФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации». |
3 |
6 (т.2.4) |
Правовое регулирование деятельности товарных бирж, аукционов, конкурсов (тендеров). |
3 |
7 т.(2.5) |
Общая характеристика законов «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О естественных монополиях». |
3 |
8 (т.2.6) |
Общая характеристика ФЗРФ «О рекламе». |
3 |
9 (т.2.7) |
Характеристика норм ГКРФ, регулирующих ответственность в коммерческих сделках. |
3 |
10 (т.3.1) |
Дать характеристику элементам реализационных договоров на основе гл. 30, 31, 42 РФ. |
3 |
11 (т.3.2) |
Дать характеристику элементам, посреднических договоров на основе глав 49, 51, 52, 54 ГК РФ. |
3 |
12 (т.3.3) |
Дать характеристику элементам договоров, содействующих торговле гл. 39, 41, 47, 48, 49 ГК РФ. |
3 |
13 (т.3.4) |
Правовое регулирование организационных договоров гражданским и торговым законодательством. |
3 |
14 (т.4.1) |
Общая характеристика Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г. |
4 |
15 (т.4.2) |
Инкотермс 2000. Общая характеристика. |
4 |
Итого часов: |
48 |
IV. Контроль усвоения знаний
и умений по дисциплине
4.1 Критерии оценки усвоения знаний и умений по дисциплине.
Оценка усвоения знаний и умений по курсу «Коммерческое право» осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями ГОС по специальности 021100 – Юриспруденция.
Квалификационные требования, предъявляемые к студенту, определяют степень усвоения им изученного материала.
Зачет аттестуется по двухбалльной шкале: зачет – незачет. Ответ заслуживает зачета в том случае, если: в нем излагаются основные положения рассматриваемого вопроса, дается анализ понятий и категорий, выдвинутые положения подкрепляются примерами.
4.2 Текущий контроль предусматривает сочетание таких способов контроля как устный опрос; комбинированный опрос; проверка самостоятельных работ и практических заданий семинара.
4.3 Итоговый контроль знаний и умений проводится в форме экзамена.
Список экзаменационных вопросов
1. Источники коммерческого права.
2. Торговое законодательство.
3. Предмет регулирования торгового законодательства.
4. Виды субъектов коммерческой деятельности.
5. Участие в торговой деятельности индивидуальных предпринимателей.
6. Участие в торговой деятельности простых товариществ.
7. Участие в торговой деятельности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
8. Участие в торговой деятельности РФ иностранных юридических лиц.
9. Основания выбора вида юридического лица в существовании коммерческой деятельности.
10. Правовой режим товаров.
11. Классификация товаров.
12. Регистрация, использование, прекращение правовой охраны товарного знака.
13. Приемка товаров. Правовой режим и порядок осуществления.
14. Стандартизация.
15. Сертификация.
16. Участники оптовых торговых операций.
17. Биржевая деятельность.
18. Торговля на аукционах и конкурсах.
19. Ценовая конкуренция.
20. Правовая защита конкуренции.
21. Правовое регулирование рекламы.
22. Проблемы защиты прав потребителей в рекламной деятельности.
23. Виды ответственности в торговом обороте.
24. Основания применения ответственности в торговом обороте.
25. Претензии и иски.
26. Основания освобождения от ответственности.
27. Защита от неправомерных действий контролирующих органов.
28. Общая характеристика реализационных договоров.
29. Договор поставки.
30. Договор оптовой купли-продажи.
31. Договор контрактации в торговой деятельности.
32. Договор закупок для государственных нужд.
33. Товарный кредит.
34. Договор поручения.
35. Договор мены.
36. Договор коммерческой концессии.
37. Договор на возмездное оказание услуг.
38. Договор коммерческого агентирования.
39. Посреднические договора.
40. Договора, содействующие торговле.
41. Договор на выполнение маркетинговых исследований.
42. Договор на создание рекламной продукции.
43. Договор хранения товаров.
44. Договор кредитования торговых операций.
45. Страхование товаров и коммерческих рисков.
46. Договор транспортной экспедиции.
47. Организационные договоры.
48. Соглашение об исключительной продаже товаров.
49. Договор об организации взаимосвязанной деятельности по реализации товаров.
50. Договор органов исполнительной власти о межрегиональных поставках товаров.
51. Договор органов власти и местного самоуправления с производственными и торговыми фирмами по вопросам осуществления торговли.
52. Содержание внешнеторговой деятельности.
53. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.
54. Ответственность за нарушение обязательств во внешнеторговой деятельности.
55. Таможенное законодательство.
56. Таможенно-тарифное регулирование.
57. Правовое регулирование международной купли-продажи.
58. Международный договор купли-продажи.
59. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров.
60. Инкотермс.
4.4 Подготовка реферата по дисциплине не предусматривается.
4.5 Курсовая работа по дисциплине не предусматривается.
4.6 Контрольная работа по дисциплине предусматривается для студентов заочного отделения.
Методические указания к выполнению
контрольных работ по курсу: «Коммерческое право»
(для студентов заочного отделения)
Выполнение контрольных работ студентами заочного отделения способствует усвоению студентами программы курса.
Варианты контрольных заданий ориентированы на знание и понимание теоретического материала; умение юридически верно квалифицировать факты и обстоятельства на основе научного подхода; а также на умение толковать и применять законы и иные нормативные правовые акты.
При изучении коммерческого права необходимо обращаться непосредственно к текстам действующих нормативных правовых актов, следить за принятием новых актов коммерческого законодательства, за развитием рыночных отношений, практической деятельности участников торгового оборота.
В процессе разработки отдельных видов договоров осваиваются определенные алгоритмы юридического мышления, без овладения которыми невозможна успешная работа юриста.
Эти алгоритмы включают в себя:
· четкое и полное определение участников данного вида
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.