Русская философия начала XX века: религиозная философия, космизм, марксизм

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос №23              Русская философия начала XXв: религиозная философия, космизм, марксизм.

Россия вступила в ХХ в. в период тяжких испытаний. Это коснулось всего государственного строя, всей духовной жизни общества. Основные черты русской философии 20в.:1) большинство философских концепций в русской философии 20 в. носят идеалистический характер. 2) активная переработка опыта западной философии  3) интерес русских философов сосредотачивается на проблеме личности, а затем на обществе; 4) в 20 в. начинают выходить профессиональные философские журналы, которые были ориентированы на философию. Философия в 20 в. становится профессиональной, т.е. философы превращают занятия в профессию. Поворотным шагом становится 17 г, после него некоторая философия продолжает существовать, но, начиная с 20 г., русская философия начинает активно развиваться в эмиграции. В эмиграции русские философы существуют до конца 40-50х годов, потом умирают, не оставляя учеников.

Религиозная философия (Бердяев, Флоренский) Основные черты: развивается в рамках православной традиции; большинство идей – переработка творчества Соловьева; представителей делят на две группы: на авторов, которые придерживаются православной религиозности (Булгаков, Франк), и на тех, кто пытался осмыслить православие своим творчеством (Бердяев).

Николай Бердяев (19-20). В центре всех философских исканий – человеческая личность, ее существование, борьба за свободу, ее творчество. Интересы личности не могут быть подчинены никаким другим интересам. Свобода – сущностная характеристика личности; предшествует божественному творению. Следовательно, бог не может нести ответственности за выбор человека и не вина бога, что человек, владеющий свободой, творит зло. Главное содержание учения – конфликт между личностью и миром объектов, который лишен духовности и свободы. Его закон – страдание, зло, коренящееся в объективации.

Павел Флоренский. Религиозный философ, развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Природа – не феномен, не система явлений, а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве природа является не мнимым бытием, а живой реальностью.

Марксизм делится на легальный и нелегальный. Легальные марксисты – философы, которые потом станут религиозными философами (Бердяев, Булгаков). Нелегальные – философы, которые подвергались гонениям (Ленин, Плеханов).

В.И.Ленин. Материя – не только вещество или поле, а еще какие-то виды реальностей. Вся материя – объективная реальность, данная человеку в ощущениях. Бессмысленно искать материю как тот материал, из которого все состоит. Конкретные вещи состоят из конкретного вещества, а не из материи. Движение – способ существования материи. В мире нет движения без материи, как и материи без движения. Важные атрибуты материи – пространство и время. Пространство отражает порядок сосуществования материальных образований; время отражает изменения, происходящие в материальных образованиях.

Космизм. Можно выделить три направления космизма: религиозно-философское, металогически-философское, поэтически-художественное. Основные идеи: 1) Личность это такое начало, которая есть преобразующая космическая сила; 2) гармония мира и личности не существует, т.е. они несовершенны; 3) чел = миру (они относятся друг к другу по принципу макро-, микро-космоса); 4) смысл человеческой жизни заключается в преобразовании мира. Конечная цель - гармония природы и духа в человеке.

Булгаков - философ-богослов. В молодости испытал влияние марксизма, но потом резко его отверг. Его философия занята проблемами Абсолюта. Связал проблемы космологии с религиозной тематикой.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
30 Kb
Скачали:
0