Ольга Федоровна Лобазова
Религиоведение
Введение
Не только Россия, но и весь мир стоит на пороге сложного и ответственного переходного периода. Быстро усугубляющийся глобальный экологический кризис ставит под вопрос судьбу всех без исключения и требует радикальных перемен в экономической организации общества, государственном устройстве, международных отношениях. Решение этих проблем будет невозможно без изменений мировоззрения и культуры, смыслового и ценностного наполнения всех форм общественного сознания, в том числе и религии.
Реализация принципов свободы мировоззренческого выбора, совести, убеждений и слова, прежде всего, означает уважительное и внимательное отношение к любым формам и способам поиска смысла жизни, внутренней цельности личности, духовности, человеколюбия. Поэтому должен быть по достоинству оценен тот исторический факт, что за долгое время существования российской государственности именно религиозная традиция, сохраняющаяся живой народной верой, была одним из оплотов нравственности, обеспечивала культурную преемственность поколений и придавала устойчивость государственным образованиям.
В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и на8
циональные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство.
Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.
Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека способности адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.
Противостоять такому разрушению основ общественной и индивидуальной жизни может только стремление к добру, правде и справедливости. В этом своем душевном порыве человек встречается со многими препятствиями, испытывает боль утрат и унижений, тяжелый гнет страха и отчаяния. Поэтому он нуждается в утешении, поддержке, помощи. Он ждет любви и прощения от других людей, ищет их в религии, на это он вправе рассчитывать со стороны социальной политики государства.
Работники социальной сферы (социальные работники и педагоги, психологи, юристы, журналисты и т. д.) эффективнее смогут решать свои профессиональные задачи, определенные целями социальной политики и детализированные экономическими
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.