24. Структура правосознания
В правовом сознании можно выделить познавательные, ценностный (эмоциональный) и волевые (практические) элементы, из которых складывается как индивидуальное, так и общественное правосознание. Совокупность данных элементов в их взаимосвязи образует структуру правосознания.
1. Познавательный элемент правосознания обозначают как правовая онтология.
2. Ценностный элемент – правовая аксиология,
3. Волевой элемент – правовая праксеология (греч. Logos – учение)
Правовая реальность чаще всего воспринимается правосознанием субъекта в нерасчлененном виде, как правовой жизненный мир, повседневность.
1. В познавательном аспекте правосознание представляет собой знание субъекта о том, что есть право вообще и что есть право в конкретном обществе: какие возможности оно предоставляет субъектам и что оно от них требует. Знания о праве субъекты в зависимости от своего социального положения, рода профессиональных занятий могут получать из средств массовой информации, из общения с другими людьми, в процессе получения специального образования и т. д.
Есть общее знание о праве как таковом (о сущности). И есть знание того, что предписывается субъектам данного общества в качестве общеобязательных правил поведения, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.
2. Правосознание представляет собой также определенное ценностно-эмоциональное отношение к праву, выражающееся в правовых чувствах, эмоциях и переживаниях. Это отношение может выражаться, например, в чувстве удовлетворения фактом исполнения правовой обязанности или фактом защиты своего субъективного права. Интеллектуально-эмоциональное отношение к праву как к высшей социальной ценности, подчиняющей себе все другие ценности (религию, мораль), принято называть правовым идеализмом. Ценностное (эмоциональное) отношение к праву может выражаться и в актах эмоционального неприятия конкретной правовой нормы, которая, например, переживается субъектом как неоправданно ущемляющая его субъективные права или возлагающая на него дополнительные правовые обязанности; в чувстве несправедливости принятого судом решения, необоснованно возложившим на правонарушителя тяжелое наказание или, наоборот, освободившим его от ответственности, и т. д.
Правовая аксиология подразделяется на правовую идеологию и правовую психологию.
Под правовой идеологией понимают систематизирование представления о правовой действительности. Правовая идеология является средством, при помощи которого осуществляется легитимация правовых текстов, придающая им нормативный правовой смысл и значение.
Несистематизированное и нерационализированное ценностное восприятие правовой действительности в виде правовых чувств, эмоций и переживаний называется правовой психологией. Происходит ценностная легитимация права. Одним из важнейших элементов правовой психологии является правовое чувство, модификация его – правовая совесть, т.е. понимание и стремление к справедливому жизненному, нравственному праву.
Так же, одним из важнейших элементов правовой психологии является подсознание человека. Это есть сфера бессознательного, совокупность неосознаваемых психических процессов, которая воздействует на правовое сознание и поведение.
Комплексный элемент правовой идеологии и правовой психологии – правовая ментальность. Она характеризуется особенностями психического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную группу.
3. Правовая праксеология представляет волевой аспект правосознания, неразрывно связанный с интеллектуальным и эмоциональным. Волевой аспект правосознания включает в себя совокупность представлений о том, каковы пути и средства воздействия на правовую ситуацию в обществе в целях приближения к правовому идеалу (правовая политика), и представление субъектов о том, как следует вести себя в конкретной правовой ситуации (правовая установка). Волевой аспект правосознания обусловлен познавательным и эмоциональным аспектами: субъект совершает акт выбора варианта поведения в праве, основываясь на знании права и его эмоциональной оценке. Правовая установка может проявляться в желании добровольно исполнить свою юридическую обязанность или пользоваться своим субъективным правом, не нарушая права других субъектов (активная правовая установка). Она может также выражаться в нежелании субъекта, исходящего из определенных религиозных убеждений, отстаивать свои законные права в судебном порядке (пассивная правовая установка). Или, напротив, правовая установка может найти выражение в сознательном нарушении субъектом установленных правовых запретов и даже в теоретическом оправдании правонарушения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.