Ответы на экзаменационные вопросы № 1-59 по дисциплине "История правовых и политических учений" (Поилитико-правовая характеристика «Артхашастры». Учение Гегеля о государстве)

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

соответствии с учением легистов, государство должно управляться лишь законами («фа»), за нарушение которых лицо подвергалось жестокими наказаниями. Даже за малейший проступок могла быть назначена смертная казнь. Необходимость правителю взять всю полноту власти в свои руки, лишить наместников всяческих властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Единственное требование, выдвигаемое для чиновников — беспрекословное подчинение и выполнение тех задач, которые возложены на них. Законы должны приниматься мудрыми людьми и быть общеобязательными. Правитель не связан своими законами и при желании может их изменять по своему усмотрению. Провозглашалось равенство всех перед законом, поэтому титулы давались теперь не по рождению, а по заслугам перед Отечеством. Поощряется тотальная слежка и коллективная ответственность (соседей и родственников за то, что не донесли). Провозглашалась высшая цель государства — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Впоследствии последователи Шан Яна отказались от некоторых постулатов легизма и послепенно стали наполнять легизм моральным содержанием, сближая его с даосизмом и конфуцианством.

6.Личность и государство в учении Сократа   

Отношения между личностью и государством, по Сократу, строятся на своего рода договорных началах. Совершеннолетний афинянин может и не принимать гражданство своего полиса. Он может отправиться в колонию или даже в другое государство. Тот же, кто остался, т.е. стал гражданином Афин, тем самым согласился выполнять веления законов Следовательно, единодушие граждан, состоящее в повиновении законам, предполагает согласие каждого, кто стал гражданином данного государства, повиноваться его законам. У гражданина, тем временем есть выбор: он либо подчиняется велениям государства, либо пытается доказать несправедливость существующих законов государству.

Таким образом, гражданские обязанности – результат свободного выбора гражданина. В этом убеждении Сократа можно усмотреть принципиально новую для его времени политическую идею – идею свободных отношений гражданина и государства. Однако стоит подчеркнуть, что гражданин, по учению Сократа, свободно выбирает лишь то государство, законы которого он обязуется соблюдать. Безусловной ценностью для Сократа все же является не сама свобода, а полис, состоящий из свободных граждан, и его законы.

7.Сократ о законах и законности.

Полисная справедливость как правление знающих предполагает господство в полисе разумных, т.е. справедливых, законов. Но подчиняться надо и тем законам, которые не соответствуют столь высокому критерию. Полисное устройство таково, что оно вообще немыслимо без законов. Это основная идея учения Сократа о законах и законности. Полису, для нормального развития, необходимо единство граждан, но это единство должно быть именно в соблюдении законов. Соблюдение закона было одновременно требованием законности законов по Сократу. Сократ требовал разумности и справедливости законов. Он критиковал действующие законы. Пока закон действует, его нужно соблюдать, но надо стремиться убедить сограждан в несправедливости и неразумности этого закона. Сократ также отличал писаные законы (законы полиса) от законов неписаных (божественные законы), но несмотря на это призывал соблюдать и те, и другие.

Господство разумных, справедливых законов – благо для полиса как идеальной, должной формы гражданского общения. Однако и соблюдение реально действующих в полисе законов, в сравнении с беззаконием и произволом правящих, отвечает требованиям справедливости. В этом смысле «законное и справедливое – одно и то же», «законник справедлив, а беззаконник – несправедлив». Сократ акцентирует внимание на единодушии (единомыслии) граждан как основе законности, подчеркивая, что такое единодушие – «величайшее благо для государства».

8. Политическая утопия Платона (по диалогу «Государство»)

В диалоге «Государство» Платон описывает причину возникновения

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
230 Kb
Скачали:
0