Виды ответственности за нарушение прав потребителей. Договорная и внедоговорная ответственность

Страницы работы

Фрагмент текста работы

выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий.

Абсолютная ответственность закреплена также в п.4 ст.14 Закона, согласно которому ответственность наступает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, приборов, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

В соответствии со ст.14 Закона потребитель может предъявить требование о возмещении вреда, причиненного товаром с недостатками, либо продавцу, с которым он состоял в договорных отношениях, либо изготовителю, с которым он в таковых отношениях не состоял.

Право выбора при предъявлении требования принадлежит потребителю. Необходимость такого уточнения в комментариях была вызвана тем, что после вступления закона в силу потребителям, предъявлявшим требования изготовителям, последние отказывали в их удовлетворении, ссылаясь на то, что потребители должны прежде всего обращаться к продавцу.

Вред, причиненный личности или имуществу потребителя, подлежит возмещению в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных ст.1098 ГК РФ, п.5 ст.14, п.5 ст.18 Закона.

Ст.1082 ГК РФ закрепляет положение, согласно которому суд, удовлетворяя требования о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. Таким образом, потребителю компенсируется либо имущество в натуре, либо убытки. При причинении вреда жизни или здоровью потерпевшего возмещению подлежат различного рода расходы, вызванные повреждением здоровья. Закон "О защите прав потребителей" не предусматривает возможности снижения размера ответственности за причинение вреда (п.1 ст.14).

Ограниченную ответственность перед потребителями несут транспортные организации. Вступивший в 1992г. в силу Закон "О защите прав потребителей" установил ответственность за нарушение сроков выполнения работ и оказания услуг, что позволило пассажирам защищать свои интересы при невыполнении перевозчиком услуг по их перевозке.

По своей сути договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (ст.789 ГК РФ).

Вторая часть ГК РФ установила общие правила перевозки и закрепила новое положение, касающееся правового регулирования договоров перевозки. В ранее действующем законодательстве соглашения, устанавливавшие иной размер ответственности перевозчика, чем предусмотренный транспортными уставами и кодексами, признавались недействительными. Часть 2 ГК РФ позволяет сторонам устанавливать размер ответственности в договоре даже если ответственность уже урегулирована ГК РФ или транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.1 ст.16 Закона и п.2 ст.400 ГК РФ условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Наиболее часто встречающимися на практике условиями, ущемляющими права потребителей, являются соглашения об устранении ответственности продавца (.изготовителя, исполнителя), а также создание определенных препятствий потребителям в реализации их прав (проведение гарантийного ремонта, только после которого продавец согласен заменить товар; отказ в замене товара ненадлежащего качества по причине не сохранения товарного вида изделия).

Ст.16 Закона в п.2 и 3 запрещает включение в договор условий, ущемляющих право потребителя на свободный выбор товаров (работ, услуг) и навязывающих дополнительные услуги. В частности, запрещается обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других .

Вместе с тем существует ряд услуг (работ), при оказании которых трудно выделить основные и дополнительные. Примером может служить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомототранс-портных средств.

На практике возможна ситуация, когда потребитель обращается на станцию техобслуживания с предложением заключить договор на ремонт двигателя. При осмотре машины мастер выявил еще недостаток, серьезно угрожавший безопасности движения. Его устранение, по сути, является отдельной работой и на ее выполнение

Похожие материалы

Информация о работе