Политическая обстановка на Руси к середине XVI века. Принципы государственного управления и политики царей-Рюриковичей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

В очередной раз на новом витке истории перед Россией встает вопрос с определением пути, по которому двигаться дальше. Многие ученые и политики как современной, так и предыдущих эпох пытались определить оптимальные пути дальнейшего развития Российского государства и народов, населяющих его. Как показала история, ни к чему определенному не пришли. Одной из доминирующих точек зрения является построение государственных основ нашего государства с учетом западного опыта. Эта точка зрения уже не раз показала свою несостоятельность, но, тем не менее, практической альтернативы ей нет. Вопрос этот остается открытым и на него нужно рано или поздно ответить. Актуальность выбора данной темы очевидна.

Целью работы является раскрытие отечественных принципов государственного управления, наиболее ярко развитых в период Московской Руси до Смутного времени, а также сравнение их с принципами государственного устройства, получившими свое развитие со времен воцарения новой династии Романовых.

Для этого в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть политическую обстановку, сложившуюся перед проведением реформ, и выявить причины, послужившие толчком к этим реформам;

2. Рассмотреть общую направленность реформ;

3. Рассмотреть историю, источники и состав Судебника 1550 года и Уложения 1649 года, проанализировать их;

4. Сравнить результаты реформ XVI и XVII веков;

5. Показать роль норм обычного права в государственной и общественной жизни XVI и XVII веков;

6. Охарактеризовать принципы государственного управления в периоды до Смуты и после нее;

7. Показать отсутствие закономерности в переходе от сословно-представительской монархии Рюриковичей к абсолютной монархии Романовых.

1. Политическая обстановка на Руси к середине XVI века

После смерти Василия III в 1533 году великокняжеский престол занял его сын – трехлетний Иван IV. Регентшей стала его мать, вторая жена Василия III, Елена Глинская. В первую очередь она расправилась с удельными князьями – братьями Василия III Юрием Дмитровским и Андреем Старицким, опасаясь их претензий на трон.

В 1538 году Елена умерла. Наступило время боярского правления. Различные боярские группировки стремились захватить власть в свои руки. Основную роль играли Шуйские, Бельские и Глинские. Никто из них не стремился вернуться к временам феодальной раздробленности. Борьба велась только из-за обладания властью и связанными с ней богатствами.

В годы боярского правления были продолжены начатые при Елене Глинской реформы, направленные на усиление централизации. В результате денежной реформы была создана единая монетная система (прежде существовали отдельные новгородская и московская монетные системы). Местное управление было укреплено проведением губной реформы. Некоторые важнейшие уголовные дела были переданы из юрисдикции наместников в ведение губных старост – выборных представителей местного дворянства (или земских старост – выборных из черносошных крестьян).

Тем не менее боярское правление было неблагоприятным периодом для проведения широких преобразований, поскольку стоявшие у власти люди были заняты отстаиванием своих собственных корыстных интересов, а не интересов страны.

В январе 1547 года Иван IV «венчался на царство». Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения были люди, окружавшие Ивана IV, в том числе, митрополит Макарий.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово «царь» происходит от латинского «цезарь». Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул русского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

С падением православного Рима роль мирового центра Православия перешла к Византии – второму Риму. После краха Византийской империи последним оплотом, хранительницей и защитницей Православия оставалась Русь – Третий Рим. Твердая надежда на то, что русский народ до конца времен не изменит истинной

Похожие материалы

Информация о работе