Определять и оценивать основные и добавочные дыхательные шумы.
3. Проводить исследование бронхофонии.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Закон Бернулли.
2. Физические основы звука.
3. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательных путей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.
4. Нормальная физиология системы органов дыхания.
5. Анатомические и гистологические особенности строения плевры.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Что такое аускультация?
2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
3. Физические основы аускультации.
4. Общие правила аускультации. Правила и техника аускультации легких.
5. Классификация дыхательных шумов.
6. Механизм возникновения везикулярного (альвеолярного) дыхания и его характеристика в норме.
7. Количественные и качественные изменения везикулярного дыхания, их диагностическая значимость.
8. Что такое бронхиальное (ларинго-трахеальное) дыхание? Где оно выслушивается в норме?
9. Патологическое бронхиальное дыхание. Причины возникновения, виды, диагностическое значение.
10.Смешанное дыхание: причины возникновения, диагностическое значение.
11.Что такое добавочные дыхательные шумы?
12.Что такое хрипы, как они классифицируются?
13.Причины и механизм возникновения сухих хрипов.
14.Причины и механизм возникновения влажных хрипов.
15.Диагностическое значение выявления хрипов.
16.Что такое крепитация? Механизм ее возникновения и отличия от влажных хрипов.
17.Шум трения плевры и механизм его возникновения, отличительные особенности.
18.Специфические аускультативные феномены, выявляемые при гидропневмотораксе.
19.Что такое бронхофония? Методика ее выявления и диагностическое значение.
4. Практическая часть занятия.
1. Методика аускультация легких (см. в ходе занятитя, п.4).
2. Методика исследования бронхофонии (см. в ходе занятия, п.19).
5. Ход занятия.
В ходе занятия отрабатываются практические навыки (п.4), обсуждаются основные контрольные вопросы по теме занятия.
1. Что такое аускультация?
Аускультация – это метод исследований, заключающийся в выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебаний тех или других элементов его, и в суждении по характеру звука о физическом состоянии организма.
2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки.
1. Непосредственная аускультация (производится путем прикладывания уха к больному).
2. Посредственная аускультация (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).
Достоинствами непосредственной аукультации являются:
- позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;
- позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;
- выслушиваются естественные звуки;
- врач получает осязательные ощущения (это важно при выслушивании добавочных тонов сердца – III, IV).
Недостатками непосредственной аукультации являются:
- трудность в локализации звуков, особенно при выслушивании сердца;
- невозможность выслушивания ряда областей грудной клетки (надключичные и подмышечные области), шеи;
- негигиеничность.
Достоинствами посредственной аускультации являются:
- гигиеничность;
- удобство для больного и врача;
- возможность локализовать место возникновения звуков;
- возможность выслушивать зоны, недоступные непосредственному методу;
- гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного при любом положении его тела;
- удобство при исследовании детей раннего возраста, тяжелых и обездвиженных больных;
- усиление звука.
Недостатками посредственной аускультации являются:
- искажение звука (необходимо пользоваться одним стетоскопом, врач к нему привязан);
- большое количество дополнительных шумов, обусловленных применением стетофонендоскопа.
3. Каковы физические основы аускультации легких?
Возникновение звука – есть результат маятникообразных движений (колебаний) выведенного из состояния покоя тела. Если тело однородно по своему составу, то оно совершает периодические колебания, если неоднородно – непериодические колебания. Колебания тела вызывают в окружающем воздухе ряд попеременных сгущений и разрежений, которые распространяясь во все стороны в форме звуковой волны, достигают нашего уха и вызывают раздражение слухового аппарата с той же последовательностью и частотой, с которой колеблется выведенный из состояния равновесия тело. В случае периодических колебаний звуковое ощущение обладает характерной для музыкальных звуков тональностью и обозначается как тон, в случае непериодических - возникает звуковое ощущение, лишенное тональности - шум.
От величины амплитуды колеблющегося тела зависит сила или громкость звука (прямая зависимость). На громкость звука влияет также расстояние от источника звука. Чем больше глубина залегания источника звука (например, в легком), тем меньше громкость звука. От числа колебаний в секунду, совершаемых телом, зависит высота тона, чем больше колебаний
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.