ЗАНЯТИЕ N 24.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРАЗИТИЗМА В ТИПЕ ПРОСТЕЙШИХ: КЛАССЫ ЖГУТИКОВЫЕ И САРКОДОВЫЕ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Знать основные понятия паразитологии, особенности биологии патогенных жгутиковых и саркодовых, профилактику вызываемых ими заболеваний.
2. Уметь диагностировать возбудителей заболеваний человека из классов Жгутиковых и саркодовых.
3. Ознакомиться с основными клиническими симптомами трипаносомозов, лейшманиозов, лямблиоза, трихомонадозов, амебиаза.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ: полученные знания и умения будут необходимы для изучения инфекционных, кожных болезней, патанатомии, при работе врачом.
ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
1. Паразитизм как биологический феномен. Классификация паразитических форм животных. Пути происхождения различных групп паразитов. Основные и промежуточные хозяева паразитов. Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев. Трансмиссивные и природно-очаговые паразитарные и инфекционные заболевания. Понятие об антропонозах и зоонозах.
2. Тип Простейшие. Характерные черты организации. Классификация.
3. Класс Жгутиковые. Важнейшие представители (трипаносомы, лейшмании, трихомонады, лямблии); их морфофункциональная характеристика, циклы развития, пути заражения; патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики, мер личной профилактики и общественной профилактики вызываемых ими заболеваний.
4. Класс Саркодовые, его важнейшие представители (дизентерийная амеба, кишечная, ротовая амебы); их морфофункциональная характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики, мер личной профилактики вызываемых ими заболеваний.
ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Дать характеристику возбудителей трипаносомозов (африканского и американского), лейшманиозов (кожного, висцерального, кожно-слизистого), лямблиоза, амебиаза.
2. Перечислить методы диагностики (паразитологические и иммунологические) заболеваний, вызываемых патогенными жгутиковыми и саркодовыми.
3. Указать меры личной и общественной профилактики заболеваний, вызываемых патогенными жгутиковыми и саркодовыми.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
I. Изучить микропрепараты:
1. "Трипаносома гамбийская" (630х). Рассмотреть, зарисовать, и обозначить ядро, пелликулу, ундулирующую мембрану, жгутик.
2. "Лейшмания (промастигота)" (630 х). Рассмотреть, зарисовать и обозначить ядро, пелликулу, ундулирующую мембрану, жгутик.
3. Урогенитальная трихомонада" (630 х). Рассмотреть и зарисовать.
4. "Лямблия кишечная" (630 х). Рассмотреть, зарисовать и обозначить ядра, аксостиль, присасывательные диски, жгутики, пелликулу.
5. "Амеба дизентерийная" (630 х). Рассмотреть и зарисовать большую вегетативную форму и цисту. Обозначить ядро и заглоченные эритроциты в большой вегетативной форме.
II. Составить таблицу "Эпидемиологическая характеристика и дифференциальные отличия патогенных жгутиковых"
Таблица
Эпидемиологическая характеристика и дифференциальные отличия патогенных жгутиковых
───────────────┬───────────┬───────────┬───────────┬─────────────
Признаки │Возбудитель│Возбудитель│Возбудитель│Возбудитель
│африканско-│болезни Ша-│висцераль- │эспундии
│го трипано-│гаса │ного лейш- │
│сомоза (гам│ │маниоза │
│бийская фор│ │ │
│ма) │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Латинское наз- │ │ │ │
вание паразита,│ │ │ │
его локализация│ │ │ │
в организме че-│ │ │ │
ловека, размеры│ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Эпидемиологи- │ │ │ │
ческая характе-│ │ │ │
ристика возбу- │ │ │ │
дителя │ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Эпидемиологи- │ │ │ │
ческая характе-│ │ │ │
ристика заболе-│ │ │ │
вания │ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Пути заражения │ │ │ │
человека │ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Источник инва- │ │ │ │
зии, переносчик│ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Методы лабора- │ │ │ │
торной диагнос-│ │ │ │
тики: │ │ │ │
- паразитологи-│ │ │ │
ческие; │ │ │ │
- иммунологичес│ │ │ │
кие │ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Звенья эпидеми-│ │ │ │
ологической це-│ │ │ │
пи: │ │ │ │
- источник ин- │ │ │ │
вазии (донор)│ │ │ │
- переносчик │ │ │ │
- реципиент │ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Меры обществен-│ │ │ │
ной профилак- │ │ │ │
тики │ │ │ │
───────────────┼───────────┼───────────┼───────────┼─────────────
Меры личной │ │ │ │
профилактики │ │ │ │
───────────────┴───────────┴───────────┴───────────┴─────────────
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.