Причина кроется в структуре социальной жизни. Она представляла собой пирамиду сословий: государь, духовенство и дворянство, крестьянство и ремесленники. Тот, кто находился на верхних ступенях социальной лестницы, был совершеннее и в моральном отношении (различали "благородных" людей и "подлого" рождения).
Моральные предписания разделялись применительно к социальному статусу (сеньору приличествовало принимать участие в пирах, забавах, в демонстрации своего великолепия; крестьянину преличествовало трудолюбие; для монаха корыстолюбие и владение собственностью - тяжкий грех, ему следовало быть богобоязненным, целомудренным и т.д.).
Отношения между сословиями были построены по старому принципу: "отцы-дети" (крестьяне - "дети" своего сеньора; государь - отец своих подданных).
2) Оформление буржуазной морали.
Под влиянием изменяющихся социальных обстоятельств (социальная структура утрачивала свою жесткость, а религиозная идеология - свое безраздельное господство) мораль была "сведена с небес на землю", ориентируясь не на загробное блаженство, а на наслаждение здешним бытием. Героем времени оказался человек авантюрного склада, любящий рискованные ситуации, приключения.
Рассматриваемый переходный период (от феодализма к капитализму) проходил под знаком индивидуализма, последствия которого двойственны: с одной стороны - распущенность нравов, а с другой - утверждение принципа гуманизма. Гуманизм провозгласил человека высшей ценностью, и он основывался на вере в его творческие силы.
В процессе перехода от господства сельскохозяйственного производства к индустриальному, образовалась новая социальная группа - буржуазия, которая сформировала свою нравственность. Движение товаров и капиталов разрушили сословное деление общества, рыночный уклад ликвидировал общинные отношения, происходит становление морали индивидуалистического типа -формируется новый идеал человека, который "обязан всему самому себе".
Значительную роль сыграл протестантизм, акцентировавший в христианстве значимость индивидуального отношения человека к Богу,где посредническая роль церкви смещалась на второй план. Трудолюбие стало восприниматься в качестве общей добродетели; добросовестно выполнять свое дело значило служить Богу. Считалось, что праведно нажитое богатство не должно тратиться на греховные удовольствия, поэтому накопление денег представлялось буржуа нравственной обязанностью отсюда вытекало поощрение такой добродетели, как бережливость.
Деньги становятся эквивалентом нравственности, поскольку ох обогащения зависит добродетель (человеку а нужде труднее поступать честно). Преуспевание рассматривается как признак богоугодности. Здесь нетрудно поверить, что добро окунается, как хорошая сделка, т.е. нравственность поддерживается рациональным убеждением в ее "полезности".
Положительная сторона буржуазной морали - индивидуализация жизни, способствующая приобретению человеком большей степени моральной автономии.
Негативные стороны: красота, не приносящая прибыли, любовь, вызывающая потрясения в размеренной жизни; знания, не имеющие утилитарного значения - все это отвергается как бессмысленное
Разрушается установка на бескорыстное добро, в связи с чем мораль приобретает характер товара.
Пролетариат также выработал определенную нравственную систему. Образ жизни рабочего обусловил коллективистскую ориентацию его сознания. Пролетарий лишен собственности, равен в этом с себе подобными и поэтому солидарен с ними. Это преодолевает национальный барьер в восприятии морали, Кроме того, В противовес буржуазному стремлению к покою, пролетариат способен осуществлять героическую жизненную установку.
3) Мораль в ХХ веке (СССР, Республика Беларусь).
Коснемся нравственных событий советской истории. В качестве официальной основы ценностных ориентации выступала пролетарская идеология. Осуществлялись попытки внедрить коллективистскую "новую" мораль во все слои населения путем "взрыва старого быта". Чрезмерная политизация жизни способствовала превращению морального идеала в социально-политический. Коммунизм представлялся стратегической целью жизненных усилий всех советских людей. Отдаленность и возвышенность идеала подчеркивали различия между сущим и должным; сущее - тяжелая, полная лишений жизнь; должное "светлое будущее", материальное и нравственное благоденствие.
Напряжение морального сознания было столь велико, что его можно характеризовать как "героическое", поэтому словосочетание "героическая история советского народа" - не пустая фраза. В качестве героя выступал тот, кто активно боролся с обстоятельствами и не желал мириться с несправедливостью. Идея справедливости неразрывно связывалась со счастьем и смыслом жизни личности героического типа. Они жертвовали собой ради всеобщей цели.
Коварство ситуации в том, что отрекаясь от личных привязанностей, человек зачастую жертвовал другими людьми (например, ради идеи расстреливал друзей, а друзья - люди той же идеи - понимали необходимость этого).
Оборотной стороной моральной "пылкости" оказывается вмешательство в дела личности (комсомольские собрания, товарищеский суд и т.д.). Сложная динамика взаимоотношений личности и общества заменялась однозначным "подчинением личных интересов общественным". В 70 - 80-ыс годы это принимало характер формализма и лицемерия (комсомольские вожаки).
Современная нравственная ситуация в нашей стране определяется как кризисная. Множество людей, лишившись определенности внешнего контроля, оказалось неспособным к самостоятельному решению собственных нравственных задач. Упадок нравов пугает и вызывает у некоторых желание "твердой руки", чтобы навести порядок. Многие остаются приверженцами старой идее. К тому же зарождается новый социальный слой, которому привлекателен буржуазный нравственный образец.
Люди с развитым индивидуальным сознанием, чувством долга в состоянии вырабатывать собственную систему нравственных ценностей и не ощущать морального краха.
В кризисные периоды именно личность становится опорой нравственной стабилизации, вот почему так важно сейчас осознать себя полноценным субъектом морали.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.