Рыцарство. Формирование образа рыцаря. Культ Прекрасной Дамы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

вторых, христианский менталитет средневековья жестко разделял мир на добро и зло, божественное и дьявольское — и не менее жестко приводил все явления в соответствие со взглядами церкви. Воинам в их обычном виде, as is, явно не светило вписаться в концепцию света и добра. Но и без них в средневековой Европе обойтись было никак нельзя.  Поэтому неудивительно, что был найден выход из этого противоречия. Рыцарство возвысилось и заняло промежуточное положение между духовной и светской сторонами жизни. То есть, варварские бароны, беззастенчиво насилующие крестьянских девушек, издевающиеся над своими подданными, занимающиеся главным образом войной и увеселениями, увеселениями и войной — постепенно превратились в привилегированный класс не просто воинов, но воинов, несущих на себе определенную меру духовной ответственности.

Цитата:

 “Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в X-XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника: сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага, а затем — как защитника христианского мира в целом. Враги, угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века — от арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке владений христианского мира рубежа тысячелетий. Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами и обязанностью защищать братьев по вере”.

Крылова А.Ю., «Рыцарская культура».

 Окончательно этот образ оформился в религиозных рыцарских орденах: Тамплиерах, Госпитальерах, Альбигойцах и др. Именно такое “оправдание” было найдено обществом под давлением Церкви, и таким образом был достигнут определенный (в большинстве случаев не соответствующий действительности, во многом притянутый за уши, т.е. в базе своей — чисто игровой) компромисс.

Тамплиер — рыцарь Ордена Храма, самого известного и могущественного из духовных рыцарских орденов.

 Но одной религиозной функции рыцарства для этого компромисса было недостаточно, так как основная доля взаимодействия рыцарей с обществом приходилась отнюдь не на церковь — а на аристократию, торговцев, ремесленников, крестьян и т.п.  Поэтому вторая функция рыцарства, всегда бывшая основной — функция защитника короля, отечества и народа — нуждалась в таком же обновлении, ибо, защищая народ во время войны, в мирное время мелкие феодалы частенько представляли собой такую же напасть для своих подданных.  Политический и религиозный процесс поставил перед обществом важную задачу — облагородить образ рыцаря, найти в войне, в мирной и общественной жизни такие черты образа, которые сделают рядового рыцаря благородным по духу и поступкам

Похожие материалы

Информация о работе