Закономерности моногенного и полигенного наследования

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ТЕМА: "ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОНО- И ПОЛИГЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ"

I. Научно-методическое обоснование

            Полученные знания и умения необходимы студентам при изучении патологической физиологии, психиатрии, нервных, детских и внутренних болезней, при работе врачом общего профиля и медико-генетической консультации.

II. Цель 

            1. Научить студентов решать задачи на моно-, ди- и полигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, полигенное наследование.

            2. Проверить степень усвоения студентами знаний по закономерностям моно- и полигенного наследования признаков.

III. Задачи

           1. Знать типы и виды наследования, сущность законов Менделя при моно- и полигибридном скрещивании, причинно-следственные связи в закономерностях наследования признаков.

            2. Уметь решать задачи на взаимодействие аллельных и неаллельных генов.

            3. Ознакомиться со статистическим характером закономерностей наследования.

IY. Содержание, хронокарта занятия

────┬─────────────────────────────────────────────────────────┬──────

  N │                                                         │Время

 п/п│                     Этапы занятия                       │в мин.

────┴─────────────────────────────────────────────────────────┴──────

 1.   Вступительное слово. Ответы на вопросы.                     5

 2.   Проверка знаний студентов по контрольным вопросам темы

      методом фронтального опроса.                               50

 2.1  Наследование. Типы и виды при моногенном и полигенном

      наследовании.

 2.2  Гибридологический анализ, его сущность.

 2.3  Моногенное наследование признаков, его закономерности:

      - закономерности наследования при моногибридном  скре-

      щивании (закон  единообразия  гибридов первого поколе-

      ния, закон расщепления, закон "чистоты гамет" У.Бэтсо-

      на и его цитологические основы;  анализирующее скрещи-

      вание прямое и возвратное);

      - закономерности  наследования при ди- и полигибридном

      скрещивании (закон независимого  комбинирования  неал-

      лельных  генов  и его цитологические основы);  решетка

      Пеннета;  фенотипический радикал;

      - условия  проявления законов Г.Менделя,  их статисти-

      ческий характер;

      - менделирующие признаки,  условия их проявления; мен-

      делирующие признаки человека.

 2.4  Полигенное наследование признаков, условия его проявле-

      ния. Доза гена.

 3.   Тестовый контроль.                                         10

 4.   Подведение итогов опроса. Объяснение ООД по  выполнению

      лабораторной работы.                                        5

 5.   Выполнение лабораторной работы.                            50

 6.   Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний

      студентов.                                                 10

 7.   Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной

      теме.                                                       5

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

                                                        ИТОГО:  135


Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач

            Провести учет посещаемости, обратить внимание на воспитательные моменты. Указать цель занятия, его мотивационную характеристику. Ответить на вопросы студентов по теме занятия. Провести коллективный разбор вопросов занятия с участием студентов всей группы.

            При разборе вопроса 2.3 законы единообразия и расщепления признаков при моногенном наследовании можно разобрать по таблице 1-4.

            По вопросу 2.4 полигенное наследование разобрать по таблицам 6-7.

            При выполнении лабораторной работы студенты должны решить задачи из задачника Э. А. Каминской на моногибридное скрещивание NN 11, 12, 13, 16, 17, 53, 54; на дигибридное скрещивание - NN 119, 120, 121, 122, 123, 131; на полигенное наследование - N 165.

            Подвести итог занятия. Особое внимание обратить на правильность решения и оформления ситуационных задач на закономерности моно- и полигенного наследования.

            Дать ООД к очередному занятию.

YI. Методическое обеспечение занятия

 Таблицы:

           1. Классификация типов наследования (I) (31).

            2. Классификация типов наследования (II) (32).

            3. Аутосомное наследование (неполное доминирование) (34).

            4. Аутосомное наследование (полное доминирование) (35).

            5. Аутосомное наследование (кодоминирование) (36).

            6. Полимерия (I): наследование признака при неаллельных генах (38).

            7. Полимерия (II): наследование признака при неаллельных генах (38).

 Диапозитивы:

           1. (256) Моногибридное скрещивание.

            2. (257) Гибридологический анализ при взаимодействии генов.

            3. (263) Закон независимого комбинирования признаков (III з-н Менделя / Поведение гомологичных хромосом при дигибридном скрещивании.

            4. (268) Определение гетерозиготы.

           5. (270) Дигибридное скрещивание.

            6. (274) Анализирующее скрещивание.

            7. (275) Термины и условные обозначения, принятые в генетике.

            8. (277) Г. Мендель, Э. Чермах, К. Корренс, Г.де Фриз.

            9. (278) Поведение гомологичных хромосом в анафазу I.

            10. (279) Характер расщепления у кукурузы в F 42 0 / Наследование признака окраски раковин у улиток.

            11. (285) Составление решетки Пеннета / Доминирование.

            12. (287) Результаты гибридизации двух разновидностей ячменя.

            13. (288) Доминантные и рецессивные признаки. Явление доминирования.

            14. (289) Неполное доминирование. 290. Закон расщепления Менделя.

            15. (291) Определение фенотипа, гомозиготы, гетерозиготы. Закономерности моногибридного скрещивания.

            16. (295) Вопросы по скрещиванию / Мичуринская теория доминирования.

            17. (296) Закон независимого наследования признаков.

            18. (297) Полимерия.

            19. (332) Промежуточный характер признака. Схема расщепления.

            20. (336) Отдаленная гибридизация.

            21. (338) Определение генетики. Памятник Менделю в г. Брно.

            22. (339) Схема гибридизации.

            23. (345) Тригибридное и полигибридное скрещивание.

            24. (347) Правило единообразия первого поколения гибридов.

            25. (348) Гипотеза частоты гамет.

            26. (290) Закон расщепления Менделя.

 Оборудование:

            1. Диапроектор Пеленг-800.

YII. Литература

 Основная:

            1. Лекции.

            2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1984, стр.81-83, 94-103.

            3. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, стр.68-71, 73-75.

            4. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М., Мир, с.201-202, 305-308.

            5. Каминская Э. П. Сборник задач по генетике. Минск, Вышэйшая школа, 1977, с.5-11, 14-26.

Дополнительная:

            1. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев, Навукова думка, 1979, с.24-59.

            2. Бочков Н. И., Захаров А. Ф., Иванов В. И. Медицинская генетика. М., Медицина, 1984, с.55-61.

            3. Хелевин Н. В. с соавт. Задачник по общей и медицинской генетике. М., Высшая школа, 1984, с.13-16, 22-26, 61.

            4. Бердышев Г. Д., Криворучко И. Ф. Генетика человека с основами медицинской генетики. Киев, Вища школа, 1979, с.207-208.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
46 Kb
Скачали:
0