касается классификации и типологии исполнительной власти, то основными ее разновидностями являются абсолютная (когда отсутствуют “сдержки и противовесы” - правление монарха - тирана или деспота, неконтролируемого военного или гражданского диктатора) и ограниченная (когда они есть). В качестве ограничителей власти правителя могут выступать моральная и религиозная традиция, общественное мнение (в рамках абсолютных монархий), правовые и конституционные нормы, механизм разделения властей и гражданский контроль (через выборы, референдумы, и т.п.) - в рамках демократического и конституционного правления.
Другим основанием классификации является распределение исполнительной власти - т.е. концентрируется ли она в одних руках либо распределена во всем обществе. Первую разновидность можно назвать монополистической, вторую - плюралистической. Комбинируя эти два подхода (наличие или отсутствие ограничителей и степень концентрации), французский политолог Ж.Блондель получил классификацию из четырех категорий:
Власть: Абсолютная Ограниченная
Монополистическая Автократическая Ограниченная президентская
Плюралистическая Олигархическая
(разделение властей) (власть в руках узкой Парламентская
группы лиц)
Таким образом, мы видим, что предложенная Блонделем типология исполнительной власти во многом сходна с классификацией форм правления у Аристотеля. К этому остается добавить, что в современных условиях лишь президентская и парламентская формы правления четко различаются между собой с конституционной точки зрения. В то же время автократии и олигархии не существуют “в чистом виде”, а представляют собой разновидности авторитарного режима. Более актуальным сегодня является разделение исполнительной власти на модели, существующие в рамках президентской, полупрезидентской (смешанной) и парламентской республик (или парламентских монархий).
§2. Современная типология и положение исполнительной власти
При президентской системе в качестве главы государства, правительства и всей вертикали исполнительной власти в целом находится избираемый народом президент, а фигура премьер - министра как таковая отсутствует. Правительство (кабинет министров) полностью формируется президентом, и подотчетно только ему, а не парламенту (например, в США).
Парламентская система правительственной власти (парламентская республика), где президент либо монарх обладает сугубо номинальной и церемониальной властью (царствует, но не правит) подразумевает формирование правительства партией, победившей на последних выборах в парламент (ее лидер становится премьер - министром), и его подотчетность высшему законодательному органу.Парламент, в свою очередь, должен доверять правительству, а в случае своего отказа от его поддержки может вынести ему вотум недоверия. После этого встает задача формирования в срок нового правительства, в случае нерешения которой депутатами назначаются новые парламентские выборы.
В смешанной системе осуществление исполнительной власти закреплено за правительством (так, например, ст. 20 Конституции Французской республики устанавливает, что “Правительство определяет и осуществляет политику нации”). Но при этом президент (формально - только глава государства) самостоятельно назначает премьер - министра с учетом результата последних парламентских выборов (Франция) либо предлагает кандидатуры на пост главы кабинета на утверждение парламенту (Россия), председательствует на заседаниях правительства и контролирует работу отдельных министров в обход премьера
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.